Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|

Кому молятся в болезнях и нуждах

Святые, канонизованные православной церковью, еще при своей жизни нередко совершали чудеса исцелений от различных болезней и недугов, помня наказ Иисуса Христа: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.» (Евангелие от Матфея, гл. Х, ст.8.). И после ухода из этого мира они продолжают многим помогать при молитвенном к ним обращении.
К некоторым святым мы прибегаем в той или иной нужде основываясь на их жизнеописаниях, когда еще при жизни они совершали чудеса исцеления от различных недугов либо сами тяжко страдали ими и получили исцеление от Господа. К другим же святым обращаются с молитвой по свидетельствам совершения исцелений последовавших уже после их кончины. Порой же обычаи обращаться за помощью к некоторым святым не имеют за собой ничего кроме сложившейся традиции и в этом случае можно вспомнить слова известного современного богослова диакона Андрея Кураева: «Но в религии есть закон: то, во что люди верят, это становится реальностью. Может быть, апостол Андрей не ходил по берегам Днепра и не доходил до Валаама. Но на Руси всегда верили, что это именно так – и, значит, апостол Андрей действительно породнился с нашей землей. Наши молитвы к нему и его молитвы о нас создали между нами связь более прочную, нежели чисто «историческая».
Если люди считают, что св. Валентин был казнен потому, что покровительствовал влюбленным и, если эти люди, исходя из этой веры, молятся Валентину о своих любимых – то даже если это их представление исторически недостоверно, все равно св. Валентин и в самом деле молится о них.» (А.Кураев «О дне святого Валентина»).
При этом когда мы молимся какому-нибудь святому в особенной своей нужде, то должны помнить, что молитва за нас будет исходить от святого, а исполнение ее последует от Самого Бога.
Итак, предлагаем список святых, которые прославили себя помощью людям в особенных болезнях и недугах или к которым сложилась традиция обращаться с молитвой в этих нуждах.

В болезнях

В семейных неблагополучиях

В житейских нуждах

В опасностях для жизни

В душевных недугах

В болезнях

об исцелении от ракаперед иконой Богородицы «Всецарица». Чудотворная икона «Всецарица» находится в Греции на Святой Горе Афон возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. В ХVІІ веке она стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - Всегоспожа, Bсeповелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар - а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли, - Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества.
- святителю Евтихию, архиепископу Константинопольскому – еще при жизни он совершал чудеса исцеления от этой болезни.

при головной боли - св. Иоанну Предтече.

при болезни глаз - Божией Матери в честь ее иконы Казанской. Основание молиться находим в обстоятельствах явления этой иконы. Первыми чудесами от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться пред этой иконою в глазных болезнях.
- мученику Лонгину Сотнику. Это тот самый сотник, который находился на страже у креста Спасителя. Есть предание, что он был и во время прободения воином ребр Христовых, что капля крови из прободенного ребра попала на его больные глаза, и он исцелел. Кроме того, первым чудом от его главы, усеченной мечом, было прозрение ослепшей женщины. К этой женщине он сам явился, внушая ей вырыть из земли его главу и обещая ей прозрение.
- святителю Никите, епископу Новгородскому. Замечательная особенность в чудесах Никиты, что от него получают помощь преимущественно слепые или люди с поврежденным зрением.
- Симеону Праведному, чудотворцу Верхотурскому. Сам открытие мощей Симеона сопровождалось исцелением глазной болезни над самим открывателем, митрополитом Игнатием. Митрополит не пошел на могилу неизвестного человека, погребенного у церкви, чтобы лично освидетельствовать поднимающийся из земли гроб, но послал для этого игумена с другими священниками, и за такое невнимание подвергся болезни левого глаза. Затем от Симеона и многие получали исцеление от глазной болезни, иногда самой упорной и продолжительной. При этом не забудем, что угодник Божий большей частью сам является во сне больным и внушает им искать у него помощи.
- святителям и чудотворцам Гурию и Варсонофию Казанским - большее число чудесных исцелений от этих святых также относится к глазной болезни.
- благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому.
- святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу (ему молятся при болезнях глаз и о даровании прозрения).

при зубной боли - священномученику Антипе - ученику святого апостола Иоанна Богослова. Он был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона. Жрецы бросили его в раскаленного медного вола в храме Артемиды, куда обычно бросали жертвы идолам. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.
- святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу.

в болезнях желудка, при грыже - великомученику Артемию - он был придавлен мучителями огромным камнем, так что у него вытеснились внутренности. Затем большая часть его чудесных исцелений была страдающим болями а желудке.

при повреждении и боли рук - Божией Матери, в честь иконы «Троеручицы» и прп. Иоанну Дамаскину. Иоанн Дамаскин слезно молился пред иконою Божией Матери, чтоб рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию и которую велел отсечь князь Дамасский по клевете на него, снова приросла к суставу. Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Дамаскин удостоился видения Божией Матери, срослась. Боли совершенно прекратились. Тогда Дамаскин в чувстве благодарности к Небесной Целительнице привесил к той же иконе ее изображение (серебряной руки) и снова стал писать духовные сочинения, из которых первым был ирмос: «Твоя победительная десница!»

при боли в ногах, болезни ног - чудотворцу Симеону Верхотурскому. Симеон помотает в этой болезни столько же, как и в глазной. И сам он не мог не чувствовать изнеможения в своих ногах, потому что пеший с огромною околицею совершил свой путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).

при лихорадке - преподобному Мирону и Василию Новому. Оба эти святые еще в жизни своей сделались известными целителями от лихорадки, например, возле последнего только сел больной, когда сильно затрясла его лихорадка, и выздоровел.

при бессоннице - преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому.

при высокой температуре - апостолу Петру, у которого Спаситель исцелил тещу, лежащую в горячке.

при заболевании легких - святителю Димитрию Ростовскому.

при болезни младенцев - святителю Иулиану. Он исцелял и даже воскрешал детей. Отсюда идет древнее предание молиться ему о детях.

при параличе - преподобному Александру Свирскому. Александр Свирский столько был свят и чист душою, что удостоился видения пресвятой Троицы, явившейся ему, как и Аврааму, в виде трех мужей. Из 23 чудес его почти половина относится к исцелению парализованных.
- преподобной Евфросинии, великой княгине Московской.
- перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали».

при эпилепсии - мученику Виту Римскому.

при тяжелых психических болезняхсвятителю Тихону Задонскому.
- преподобным Макарию Великому и Макарию Александрийскому.

вообще в болезненном состоянии и в болезнях - праведному Иову Многострадальному (ему молятся о терпении в тяжелой болезни)
святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, прославившемуся при жизни даром исцелять больных.
- преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу.
- преподобному Пимену Печерскому Многоболезненному, сам почти всю жизнь болел и только умер здоровым.
- великомученику Пантелеимону, еще живой в высшей степени обладал даром исцелять от недугов.
- мученикам Диомиду, Косме и Дамиану, Киру и Иоанну - все эти мученики и называются «бессребрениками» преимущественно в смысле безмездных врачей.
- мученику Трифону Никейскому - с отрочества он обладал даром исцелять больных.

чтоб больной, которому нет надежды выздороветь и который мучится сам и в тягость другим, скорее скончался - преподобному Афанасию Афонскому. Такую молитву Афанасий обыкновенно приносил каждый раз, когда в духе прозорливости предвидел исходом для больного не выздоровление, а смерть. Тогда преподобный служил всенощное бдение, и на утру больного уже не было в живых.

В семейных неблагополучиях

о счастье брака - Божией Матери, которая посетила брак в Кане.
- апостолу Симону Зилоту, по преданию греческой церкви, Симон и был женихом на галилейском браке.
- блаженной Ксении Петербургской.
- мученикам Хрисанфу и Дарии.
- своему Ангелу-Хранителю, как некогда Ангел же помотал Товии найти невесту.

о благополучии второго брака - преподобной игумении Афанасии - она не желала и первого брака, думая посвятить себя Богу, но по воле родителей вступила и во второй брак, в котором вела жизнь богоугодную и после которого уже тотчас удалилась в пустыню. Жизнь ее была настолько святая, что через год после ее кончины открылись ее мощи.

в супружеском неплодстве - праведным Иоакиму и Анне. Они до старости своей несли горькое неплодство, а потом по благословению Божию родили пресвятую Деву Марию.
- преподобному отшельнику Роману Антиохийскому (Сирийскому), о котором сказано, что «многи жены неплодные молитвою чада родити сотвори».

в желании иметь дитя мужского пола - преподобному Александру Свирскому. Оснований на то немало. У благочестивых родителей Александра Свирского уже были сыновья и дочери. Но потом на много лет пресеклось их деторождение. Они стали просить Бога, чтоб Господь Бог даровал им сына на утешение души и на поддержку в старости их лет. Плодом их молитвы и был Александр Свирский. Затем один боярин, у которого рождались только дочери, усердно просил самого Свирского помолиться о рождении ему сына, и преподобный исполнил его просьбу. После смерти же угодника Божия двое благочестивых мирян, один бездетный, а другой, имеющий детей только женского пола, у гроба его также молились (каждый в особое время), чтоб иметь детей мужеского пола, и молитва верующих была исполнена.

в трудных родах - праведным Захарии и Елисавете. Захария был связан немотою, а по церковному преданию, и глухотой, до того самого времени, как разрешалась беременная супруга его, Елисавета.
- преподобной Мелании Римляныне - она сама мучилась и едва не умерла от родов.


в слабом учении детей - святым трем отрокам: Анании, Азарии, Мисаилу, прославившимся мудростью при дворе вавилонского царя.
- мученику Неофиту, когда Неофит учился еще в школе, показал в себе чудотворную силу.
- преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу.
- святителю Феодосию, епископу Черниговскому.
- праведному Иоанну Крондштатскому.

в заботе выдать замуж дочь - святителю Николаю Чудотворцу.
- Филарету Милостивому. Филарет обнищал. Но при этом на руках его еще оставались внук и две внучки. За веру и милосердие его одна из них - внучка Мария - и была неожиданно избрана невестою для самого царя Константина Багрянородного.

в печали родительского сердца о сыне или дочери, где находятся и живы липреподобным Ксенофонту и Марии. Корабль, на котором плыли двое их сыновей, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью.


в семейных ссорах, при угрозе развода - мученикам Гурию, Самону и Авиву. Жена одного жестокого мужа по имени Евфимия живою была положена в гроб. Когда же она с сильною верою и со слезами помолилась в самом гробе святым мученикам, то осталась жива. Отсюда составилось верование прибегать к Гурию, Самону и Авиве в подобном положении супружеский жизни. Верование это, выражаемое замужними женщинами в столь частых молебнах этим святым, оправдывается и новыми опытами помощи им со стороны призываемых святых.

в тоске по Родине - преподобному Иоанну Кущнику, который и сам шесть лет провел в страшной борьбе с тоскою о своих родителях и Родине.

В житейских нуждах

о процветании бизнеса - праотцу Иосифу. Семеро братьев продали маленького Иосифа в Египетский плен. Он же, имея природный ум и веру, стал советником фараона и первым человеком в стране. Благодаря его находчивости в годы засухи не было голода, а было много запасов еды, которые стало возможным продавать в соседние бедствующие государства, что обеспечило процветание Египта.

об успехе в строительстве и получении жилья - преподобным зодчим Печерским.

об успехе в торговле - великомученику Иоанну Сочавскому. По званию своему Иоанн Сочавский был купец.
- мученику Иоанну Новому. Торгуя в Константинополе между турками рядом с турецкими лавочками, последний успевал в своей торговле больше всех. Этим самым, кроме своей христианской веры и святости жизни, еще сильнее возбудил к себе ненависть в неверных, так что и был замучен.

об устройстве на работу - святому мученику Трифону.

об успехе в рыболовстве - апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В продолжение целой ночи апостолы ничего не поймали, но закинув сети по слову Спасителя, были обрадованы такой ловлей, что, и сеть прорывалась.

об успехе в птицеводстве великомученнику Никите.

об успехе в виноградарстве - святителю Тихону, епископу Амафунтскому.

о возвращении украденного - мученику Иоанну Воину. Иоанн умер в глубокой старости и мирно, но мучения за Христа он перенес раньше. Воин-мученик известен тем, что изобличал в краже воров.
- великомученику Феодору Тирону - ему молятся о защите от воров и об отыскании украденного.

о защите от людской клеветы - святителю Василию, епископу Рязанскому.

от пожара - Божией Матери в честь ее иконы, называемой «Неопалимая Купина». «Купиной Неопалимой» Божия Матерь называется не в смысле обыкновенной несгораемости в огне, но то такому сравнению: «якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (Догматик, гл. 2). Однако в столь страшной беде, как угрожающий или уж начавшийся пожар, не может быть сильнее помощи, как от Божией Матери. В одном из акафистов Царице Небесной читается: «радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая, радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая».
- святителю Никите, епископу Новгородскому. Одною молитвою своею Никита потушил в Новгороде пожар.
- преподобному Спиридону, просфорнику. Во время пожара в монастырской кухне Спиридон взял воды в свою тонкую мантию. И вода не вылилась из мантии, и достаточно ее оказалось для потушения пожара.

при засухе - пророку Илии, о котором сказано: «помолимся, и небо дождь даде» (Иак. 5, 18). Сам день памяти пророка Илии совершается в такую пору года, когда особенно вероятна засуха и когда особенно бывает нужен дождь.

против порчи продуктов и во время голода - священномученику Харлампию. Он молился пред своего кончиною, чтоб почитатели его памяти получили чрез него помощь в этих бедственных обстоятельствах.

при освящении пасеки - святому Иоанну Предтече, который в пустыне питался диким мёдом.

при сеянии и жатве хлеба - апостолу Филиппу, которого Спаситель испытывал, когда хотел насытить пятью хлебами пять тысяч человек.

домашних животных - священномученику епископу Модесту, оживил домашний отравленный скот одного человека.
рогатого скота - священномученику Власию, который прямо просил у Бога дара себе исцелять и охранять скот. Известно также, что он перед смертью своей завещал одной вдове искать чрез него помощи для благосостояния скота.
- мученице Агафии - она является покровительницей рогатого скота. Ей молятся доярки, скотоводы.
лошадей - мученикам Флору и Лавру. Основанием для обращения к этим мученикам служит повсеместная церковная практика.


- перед иконой Божией Матери «Державная».

В опасностях для жизни

на воде - святителю Николаю, в акафисте которому поется: «многажды по морю плавающим пособствуеши». Вера в помощь святителя Николая-чудотворца путешествующим по воде признана во всем христианском мире.

в дороге, в путешествии - апостолам Луке и Клеопе.

от мороза - блаженным Андрею, Прокопию, юродивым. Сами они переносили морозы. Например, Прокопий, не принятый нигде среди морозной ночи (когда птицы падали от мороза), уже ожидал смерти на паперти церковной, но был согрет явившимся к нему Ангелом.

когда потеряли дорогу - святителю Николаю Чудотворцу: «по земли путешествующим в едином часе (т. е. скоро, в минуту) пособствуеши» (слова из акафиста).

от нападения грабителей - святому праведному Иосифу Обручнику. По преданию, Иосиф потерпел нападение от разбойников во время своего бегства с Христом-младенцем в Египет.

от скоропостижной смерти - священномученику Харлампию, который молился пред своею смертью о том, чтоб где будут находиться его мощи, там не было бы моровой язвы.
- священномученику и епископу Садоку. И этот святитель в предсмертной своей молитве просил Бога, чтоб молящиеся от его имени получали спасение.

чтобы не умереть без исповеди и святого Причащения - святой великомученице Варваре. Какую благодать испрашивала себе Варвара перед смертью, примерами той самой благодати и обильна ее история. Она спасает от тяжких болезней и от внезапной смерти. Молитвенницей же о предсмертном христианском напутствии она признается издавна, притом и в других даже вероисповеданиях, например, у католиков.

о тех, кто умер без покаянияпреподобному Паисию Великому.

против вреда со стороны экстрасенсов, гадалок и проч. - священномученику Киприану и мученице Иустине. Первый сам до своего крещения был чародеем, а последняя осталась без всякого вреда от бесовских его чар.

в тюремном заключении за вину и без вины - великомученице Анастасии Узорешительнице. Она сама понесла домашнее заключение от своего жестокого мужа. А главное, посвятила всю себя на то, чтоб облегчать участь заключенных, приносила в темницу пищу, питье и одежду, перевязывала здесь больным раны, деньгами покупала для узников ослабление , так как в то время узниками были более всего невинные страдальцы за христианскую веру.

В душевных недугах

когда неверие беспокоит душу - апостолу Фоме, который и сам прошел это тяжелое для духа состояние.
- преподобному Павлу Препростому, известному своим простосердечием и незлобием.

в унынии - святителю Тихону Задонскому долго и сильно боровшемуся с этим душевным недугом.

в отчаянии - святителю Иоанну Златоусту.
- преподобному Афанасию Афонскому, среди чудес совершенных им особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся. Так, например, он тотчас успокоил дух одного человека, у которого уже готова была петля, чтоб повеситься, двое других отчаянных в разные времена и разными орудиями решились было по дьявольской ненависти к нему лишить жизни его самого, но он помиловал и исправил этих убийц.

об избавлении от гнева - преподобному Ефрему Сирину, который и сам от природы был вспыльчивого характера, но после продолжительной борьбы с собой получил дар совершенного незлобия.

против гордости - преподобному Сергию Радонежскому и Алексию, человеку Божию. Основанием для молитвы этим святым на сей раз полагаем глубокое их смирение и духовную нищету.

об избавлении от празднословияпреподобному Феодору Печерскому, молчаливому.

против алчности и сребролюбия - преподобномученикам Василию и Феодору Печерским.

об избавлении от чревоугодия - преподобному Ахилле, диакону Печерскому. Своим воздержанием он превзошел многих подвижников: не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахилла провел в затворе. К заступничеству святого Ахиллы прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию.

об избавлении от алкоголизма, запоя - мученику Вонифатию и преподобному Моисею Мурину - оба они также погибали от страсти пьянства, но обратились к Господу и удостоились мученической кончины.
- перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.

от изнасилования, о сохранении девственности, супружеского целомудрия - преподобному Моисею Угрину, он попал в плен, а богатая полька-вдова, загоревшись к нему страстным желанием, выкупила пленника. Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочел голодные муки пышным пирам, духовные богатства тленным вещам этого мира. Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг св. Моисея в иночество. Бесстыдная же полька, не добившись ничего, приказала оскопить преподобного Моисея. После мятежа в Польше, во время которого была убита и вдова, преподобный Моисей пришел в Киево-Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей.
- мученикам Александру и Антонине - когда последняя была отведена в дом разврата, первый дал ей мужскую одежду и тем сохранил ее от потери целомудрия, за что оба они были замучены.
- мученицам Виринее, Проскудии и матери их Домнине. Домнина, чтоб сохранить своих дочерей от блудного насилия со стороны пьяных воинов, которые вели их на суд к мучителям за веру, чтобы дети ее предстали Христу девами, убежала от воинов во время обеда и с дочерьми, которым не давала слабеть духом и которых крепко держала за руки, вошла в реку, как в добровольную могилу. Река и поглотила их всех.
- мученице Фомаиде. Свекор святой Фомаиды, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.

в борьбе с плотской страстью, похотью - Иоанну Многострадальному – иноку Киево-Печерского монастыря, явившему пример тяжкой борьбы с плотью и победу над ее вожделениями. Чтобы побороть в себе плотскую похоть, преподобный понес многие подвиги: почти тридцать лет пробыл в затворе, изнуряя тело постом, бдениями и тяжкими веригами. Но брань не проходила. Тогда святой закопал себя по грудь в пещере преподобного Антония на весь Великий пост. Благодаря помощи Божией и своей твердой воле, преподобный в ночь Святой Пасхи избавился от мучившей его страсти и получил от Бога дар помогать и другим в подобном искушении.
- преподобному Мартиниану, который стоял на углях, когда блудница пришла к нему под видом странницы, стоял дотоле, пока не погасла в нем плотская похоть; странствовал из места в место, чтоб избегнуть соблазна женского.
- преподобному Виталию, занимавшемуся обращением блудниц.
- святителю Евфимию Новгородскому.
- преподобной Сарре - 13 лет она вела борьбу с бесом блуда.
- преподобной Марии Египетской и другим.
Вообще говоря, в борьбе с плотской страстью можно указать наибольшее число святых – целителей и молитвенников, потому что ни с одною из страстей они сами не боролись столько, как с этой.

от блудных сновидении - своему Ангелу-Хранителю, особенно надо обращаться к нему с молитвой пред сном. Также обращаться к нему и осенять себя крестным знамением надо и ночью, если случится проснуться.