Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
Назад (часть II)                             

Часть III. Роспись и олифление иконы

После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:
1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов);
2. Роспись;
3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.;
4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);
5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)

Раскрытие иконы

Когда рисунок нанесен, краски готовы, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается».
Раскрытие иконы
Раскрытая икона (рис.18)
Раскрытие иконы — означает покрывание (заливание) ее площадей сплошными однотонными красками, не нанося при этом никаких полутонов или теней. Соответствующими красками покрываются свет (фон) иконы, все участки доличного письма (все кроме лика, рук, ног) по линиям прориси (перевода).
Так, например, на иконе Спасителя свет можно написать светло-охряный, верхние одеяния - лазоревыми или темной празеленью, а исподние - киноварью. На иконе Божией Матери - верх (хитон) багор (каштаново-красный) или вишневый, низ - празелень или лазорь и т. д.
Покрыв
Прописывание одежды и горок на иконе после раскрытия иконы
Прописывание одежды и горок (рис.19)
нужные места первым слоем краски, дают ей высохнуть и кроют вторично тою же краской, но более разжиженной водою. Прием этот повторяют до тех пор, пока не будет достигнуто однородное и равномерное покрытие всего окрашиваемого участка иконы.
Убедившись, что вся нужная поверхность иконы раскрыта, дают ей хорошо просохнуть и только тогда приступают к следующему приему.

Роспись доличного

После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей - это будет "опись доличного", а затем пишутся все линии внутреннего рисунка этих площадок - это будет "роспись доличного".
После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2—3 раза,
На иконе прописано все доличное
На иконе проработано все доличное (рис.20)
каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок.
Какой смысл был в подобной последовательности написания доличного и личного письма, в которой художник шел от «черного» к «белому»? Как отмечают все старинные руководства, иконописец не писал, не создавал, а «раскрывал» изображение, делая видимым уже существовавшее, но незримое, поэтому он всегда начинал из «ничего» — с хаоса и небытия — с «темноты», то есть с самых темных, невидимых и неосвещенных тонов, и постепенно двигался к свету, высветляя изображение вплоть до последних белильных «светов» — вспышек Божественного света. Тем самым он следовал евангельским заповедям и Божественному откровению: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. 1:5), «тьма проходит и истинный свет уже светит» (2 Ин. 2:8), «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Еф. 5:8).
В данном примере сначала проработаны одежды и горки (рис.19).
Согласно иконописному канону, горки пишутся "уступами" - "кременьками", общая форма которых напоминает лестницу с суживающимися к вершине ступеньками.
Затем прописывается все остальное - для данной иконы - конь, змей и т.д. (рис.20).
Читайте подробнее об обработке и штриховой разделке доличного письма иконы.

Роспись личного

После этого приступают к написанию личного – лика, рук и ног (рис.21).
Изначально мы хотели рассказать здесь о своеобразные и интересных приемах и техниках, применяемых в написании личного. Но все же необходимо помнить, что во всех этапах написания иконы, а при написании личного - особенно, важны отнюдь не техника, не используемые материалы...
Ведь икона - это молитва иконописца.
Проработка личного (лика, рук, ног) в иконе Георгия Победоносца
Прописывание личного в иконе Георгия Победоносца(рис.21)
Без молитвы из под кисти иконописца в лучшем случае выйдет живописное произведение на религиозную тему, но никак не икона. Смысл иконы и состоит в том, чтобы помочь молящемуся пробудить духовные чувства с помощью живописных средств. Поэтому духовный настрой, непрестанная молитва иконописца во время написания иконы не менее важны, чем прочие требования иконописного канона. Икона - это духописание, это молитва в образах и красках.
Но все же и техническая сторона написания икон очень интересна. Здесь вы можете ознакомиться техникой санкирения, первого, второго и третьего вохрения и обработки личного, выверенной и отточенной веками иконописной традиции.
После того, как написано личное, икону надписывают – наносят надписи, поясняющие, кто изображен на иконе.
Икону надписывают в обязательном порядке. Например, надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя. В древности, когда еще не был установлен чин освящения, икона считалась законченной тогда, когда на ней появлялось именование: в духовном смысле это означает соединение имени и образа.
После надписания остается обвести рамку и икона почти готова.

Этими
Покрытие иконы защитным слоем - олифой
Покрытие иконы олифой (рис.22)
последними работами написание иконы заканчивается, и ее ставят на просушку в защищенное от пыли место на несколько дней. Признаком окончательной просушки иконы является матовость ее красочной поверхности.

Олифление иконы

После этого приступают к последнему этапу создания иконы – покрытию защитным слоем: олифлению или лакировке.
Иконы покрывают олифой (или другими лаками) для предохранения ее от разрушительных влияний времени, от сырости, действия света, воздуха и т. д., а также для окончательного придания всем краскам общего объединения, а самой иконе - законченного технического состояния
Олифа, пропитывая краски, придает им еще большую прозрачность и углубленность, она восстанавливает притухшую яркость красок и дает им, наконец, обобщающий
Покрытие иконы защитным слоем - олифой
Покрытие иконы олифой (рис.23)
золотистый тон и ровную, слегка блестящую, поверхность.
Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.
Некоторые иконописцы вместо олифы используют копаловый лак из натуральных смол. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда он впитается, убираются излишки и икона «фикается» (название от характерного звука «фик»), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, а также создается матовый оттенок.
Впрочем, существует большое количество разных рецептов, как по приготовлению олифы, так и по приемам нанесения ее на живопись. Здесь вы можете подробнее узнать про олифление - ответственный и сложный этап создания иконы.
На этом создание иконы считается завершенным. Икона ставится на просушку,так чтобы на нее не садилась пыль. Первоначальное — поверхностное просыхание пленки олифы происходит за 2 – 3 дня, полное – не ранее чем через месяц.
Полностью готовая икона Георгия Победоносца
Полностью готовая икона Георгия Победоносца (рис.25)
(на странице использованы материалы Александра Айнетдинова)

Назад (часть II)