Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
Назад (часть I)                              Вперед (часть III)

Часть II. Нанесение рисунка. Золочение. Приготовление красок

Нанесение рисунка и усиление его цветом и графьей

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Способы нанесения рисунка на левкас разнообразны. Раньше рисунок «знаменил» мастер, делая сначала легкий набросок углем,
Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного
Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного(рис.8)
а затем детально прорисовывая его на доске кистью черной краской. Талантливые иконописцы сразу наносили рисунок кистью на доску, настолько велики были у них знание своего дела и опыт. Иногда они творчески созидали рисунок заново. Ученики пользовались в этом деле так называемыми «переводами», или «прорисями». Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам), выполненный, чаще всего, на
Так выглядит иконная доска после перенесения на нее рисунка
Иконная доска после перенесения на нее рисунка (рис.9)
бумаге или кальке и предназначенный для переведения контуров изображения на левкас иконной доски при написании иконы.
Вы можете узнать подробнее какие бывают прориси и как их снимали с икон здесь.
Чтобы рисунок не стал невидимым для иконописца после нанесения первого же красочного слоя, его усиливают цветом (темперой или тушью) и делают графью. Графья - тонко процарапанная линия, повторяющая весь рисунок или отдельные его элементы, делающаяся для того, чтобы при письме всегда читался рисунок,
Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного
Рисунок, усиленный цветом (рис.10)
поскольку часто краски бывают кроющие, через которые даже усиленный рисунок становится невидимым (рис.10).

Золочение

Следующим этапом в написание иконы является золочение, а точнее подготовка участков иконы под позолоту. Если же золочение не предусматривается (что не противоречит иконописному канону), то приступают к приготовлению красок (см. ниже).
Золочение - чрезвычайно тонкая и трудная работа, требующая максимальной собранности и внимания от иконописца.
Чтобы рисунок не стал невидимым для иконописца после нанесения первого же красочного слоя, его усиливают цветом (темперой или тушью) и делают графью. Графья - тонко процарапанная линия, повторяющая весь рисунок или отдельные его элементы, делающаяся для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые даже усиленный рисунок становится невидимым)
Нанесение графьи на рисунок (рис.11)
Некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой во избежание оседания пыли на икону, так как даже малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.
Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое "твореное золото".
В настоящее время иконописцы применяют 3 основных
Процесс золочения иконы
рис.11
метода золочения:
Если вас заинтересовало как именно происходит золочение, читайте статью на нашем сайте, где более подробно описываются все, применяемыми на сегодняшний день технологии золочения икон.
Сусальное золото продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно
Иконная доска с позолоченными участками
Иконная доска с позолоченными участками (рис.13)
тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое и при любом вздохе летит куда захочет. Вот как выглядит этот процесс:
После того, как золото положено, оно аккуратно, чтобы случайно не содрать, полируется ваткой. После этого вызолоченная поверхность покрывается тонким слоем прозрачного лака для защиты от повреждения. Вот так выглядит доска с позолоченными участками -
Прежде чем приступить к следующим этапам создания иконы, необходимо подготовить эмульсии и краски.
Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии. Безусловно, очень важным является умение составлять смеси из пигментов, а также особый способ наслаивания самих красок, при непреложном соблюдении основного условия - наносить каждый последующий слой после полного высыхания предыдущего, не позволяя свежим, не застывшим краскам смешиваться на поверхности иконы.
Темпера, в строгом смысле слова, это способ смешения краски со связующим веществом. Краска - это сухой порошок - пигмент. Он получается при растирании камней (минералов и земель),
Растирание пигментов в яичной эмульсии
металлов (золота, серебра, окиси свинца), остатков органического происхождения (корешков и веточек растений, насекомых), высушенных и измельченных, или выварен из окрашенных тканей (пурпура, индиго). Связующее чаще всего - желтковая эмульсия.
Желтковые эмульсионные краски очень прочны и отлично противостоят действию света. При высыхании они не сжимаются, а потому не дают трещин и прочно соединяются с левкасной основой, составляя с нею практически одно целое. Помимо этого эти краски богаты колоритом, обладают хорошей кроющей способностью и вместе с тем становятся прозрачными после покрытия олифой или лаком. Вместе с тем работать в технике темперной живописи достаточно трудно вследствие свойства темперных красок быстро высыхать и сильно изменяться при высыхании в цвете.
Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость.
В настоящее время в иконописи используются как натуральные природные пигменты, так и темпера, продающаяся в художественных салонах. С натуральными пигментами работать сложнее, но они придают иконе неповторимое свечение.
Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток - полскорлупы пива.
Растирание пигментов в яичной эмульсии
Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты (рис.17).
Стекло и курант можно сделать самим, для этого стекло просто шкурится грубой наждачной бумагой, а курант изготавливается из предварительно обточенного бруска мрамора, к которому приклеивается деревянная ручка. На стекло высыпается немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы.
Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного
Пигменты перетираются на матовом стекле курантом (рис.17)
Затем готовая краска аккуратно переливается в баночки. В приготовленной краске не должно прощупываться ни мельчайшей крупинки пигмента, она не должна расслаиваться на эмульсию и порошок, а представлять из себя как бы новое, неделимое вещество, поэтому исстари этому процессу присвоен термин «творение» красок. Вы можете узнать больше об увлекательном процессе приготовления красок, прочитав выдержку из дореволюционного руководства по иконописи на нашем сайте.
Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3—4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом.

(на странице использованы материалы Александра Айнетдинова)

Назад (часть I)                             Вперед (часть III)