Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
Назад                              Вперед (часть II)

Часть I. Подготовка доски для иконы

Выбор доски и ее подготовка к нанесению грунта

Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки — узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).
Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы — планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски.
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.
Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от
Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону для лучшего скрепления с паволокой (см. ниже) следует зазубрить (рис.3). Раньше для этой операции применялся специальный инструмент – цикля, теперь зачастую используют обыкновенный макетный нож, шило или скальпель.
Доска, подготовленная для лучшего скрепления с паволокой (рис.3)
самой хорошей работы.
Поскольку красочный слой не может в принципе держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить - залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт - левкас.
В свою очередь, чтобы нанести левкас, иконную доску необходимо подготовить.
Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону для лучшего скрепления с паволокой (см. ниже) следует зазубрить (рис.3). Раньше для этой операции применялся специальный инструмент – цикля, теперь зачастую используют обыкновенный макетный нож, шило или скальпель.
Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим прежде всего клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения: столярным, желатиновым, рыбьим. Сейчас все чаще клей изготавливают из желатина, который надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска.
Клей наносится очень горячим широкой кистью (щетинкой) по лицевой поверхности доски так, чтобы доска хорошо пропиталась и хорошо закрепилась. Хорошо входит в дерево только жидкий и горячий клей. Проклеиваются одновременно и торцы досок, поскольку влага проникает в древесину, главным образом, через торцы (поперечный разрез). После проклейки доску необходимо хорошо просушить. Время высыхания длится иногда несколько часов, иногда сутки.

Наклеивание паволоки

Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась — она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов (при исследовании таких икон в инфракрасных лучах хорошо виден характерный для них ромбовидный
Паволока наклеивается на всю лицевую поверхность доски, или же на «проблемные» ее участки – места соединения досок, сучки и проч
(рис.4)
рисунок сложного плетения).
Паволока наклеивается на всю лицевую поверхность доски, или же на «проблемные» ее участки – места соединения досок, сучки и проч (рис.4).
Паволоку погружают в клеевой раствор на 1—2 часа с целью равномерного насыщения ее клеем, затем тем же раствором горячего, крепкого клея
Пока клей на паволоке не просох, по периметру внутренней части доски (по нижней кромке лузги) делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно
(рис.5)
проходят широкой кистью по доске, ткань слегка отжимают, накладывают на доску, захватывая и торцы, расправляют, приглаживают и ставят на просушку.
Пока клей на паволоке не просох, по периметру внутренней части доски (по нижней кромке лузги) делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно (рис.5).

Нанесение левкаса (грунта)

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Для этого в уже готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел. Емкость, в которой делается левкас, должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел.
Левкас бывает разной консистенции, некоторые иконописцы делают левкас жидким и наносят кистью, некоторые наоборот – густым, желеобразным и левкасят поверхность иконы мастихином (тонкой стальной пластиной, напоминающей по форме нож или лопаточку. Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.
На доску левкас наносится широкой кистью или просто наливается на отдельные участки, но в том и другом случае крепко притирается рукой, чтобы левкас хорошо заполнил все отверстия
На доску левкас наносится широкой кистью или просто наливается на отдельные участки, но в том и другом случае крепко притирается рукой, чтобы левкас хорошо заполнил все отверстия
(рис.6)
в ткани и в них не осталось воздуха (рис. 6).
Этот процесс у иконописцев называется побелкой и может повторяться 2—3 раза: тончайшие слои накладываются каждый раз после полной просушки предыдущего слоя. Без побелки следующие слои более густого грунта почти всегда дают трещины.
Затем в левкас добавляется еще мел, так, чтобы левкасная масса получила консистенцию жидкой сметаны, которая наносится на доску поверх побелки шпателем (мастихином) и им же приглаживается. Слои грунта должны быть очень тонкими, поэтому шпатель при работе следует крепко прижимать к доске. Чем тоньше слои левкаса, тем меньше возможностей грунту растрескаться. Грунт, наложенный толстым слоем, дает трещины уже через несколько часов, так как его влага, может испаряться только с одной стороны.
Так выглядит уже готовая к письму иконная доска
Так выглядит уже готовая к письму иконная доска (рис.7)
Верхние слои грунта, быстро затвердевая, дают усадку, нижние же находятся еще во влажном состоянии, отчего верхний слой растрескивается и края трещин получают немного оплывшую, закругленную форму.
Этот прием иконописи также находит свое обоснование в Евангелии. В главах, посвященным погребению Христа, говорится о печатях, наложенных иудеями по повелению боявшихся Его воскресения первосвященников и фарисеев на камень у гробницы, вход в которую был замурован — «залевкашен» (Мф. 27:66). Поэтому и левкасная основа иконы, лежащая на паволоке, как на смертном саване, напоминает о чудесном воскресении Господа, вышедшего из пещеры «не нарушив печатей».
Таким образом наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой или мелкой пемзой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать (рис.7).

(на странице использованы материалы Александра Айнетдинова)

Назад                              Вперед (часть II)