Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Ж

ЖАКО, жакошка — именование в среде коллекционеров печатных икон на жести (по названию фабрики Жако и Бонакера в Москве).

ЖАКОШКА — см. жако.

ЖАЛОВАННЫЙ ИКОНОПИСЕЦ — иконописец, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье. Ср. кормовой иконописец, городовые иконописцы.

ЖЕЗЛ — посох, знак высшей пастырской власти, атрибут архиерея.

ЖЕЛЕЗЦЕ — металлический инструмент, железный обломок, применяемый для обработки иконной доски, выравнивания левкаса и т. п.

ЖЕЛТЬ — краска желтого цвета, возможно, окись свинца.

ЖЕМЧУГ — шарообразные (или неправильной формы) образования, развивающиеся в теле некоторых моллюсков и состоящие, в основном, из перламутра. Используется для украшения различных изделий и церковной утвари, окладов икон, в лицевом золотном шитье.

фреска Ангел и жены-мироносицы у Гроба Господня, Византия, до 1228 г.ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА ГОСПОДНЯ, явление ангела женам-мироносицам у Гроба — один из вариантов иконографического решения сюжета Воскресение Христово. Изображается гроб с погребальными пеленами, ангел в белых одеждах, сидящий на отваленном от входа в гробницу камне и две (согласно Евангелию от Матфея) или три (по Евангелию от Марка) жены-мироносицы.

ЖЕРЕБОК (уменьшит. от жеребей) — небольшой кусочек какого-либо материала. Рыбный или мездровый клей может храниться в виде гранул — жеребков.

ЖЕРТВЕННИК — помещение северной абсиды, в котором располагают предметы для приготовления и совершения проскомидии.

Живоносный ИсточникЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК — наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым. Храм был основан близ целебного источника, местонахождения которого было чудесно указано Богоматерью. Икона Богоматерь — Живоносный источник представляет Богоматерь с младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. В догматическом смысле Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной. Память 5 (18) апреля.

ЖИВОПИСЬ — род изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Различают монументальную живопись (стенопись, панно, плафоны), станковую живопись (к которой относят и иконопись), декоративную роспись и т. д. Основные технические разновидности: масляная, темпера (основная традиционная техника иконописи), клеевая, восковая (энкаустика), эмаль мозаика, витраж и т. д.

житийная иконаЖИТИЙНАЯ ИКОНА — икона, запечатлевшая жития святого (святых). В центре иконы располагается средник с изображением святого, по сторонам в клеймах представлены главные события его жизни и чудеса, связанные с его именем.

ЖУХЛОСТЬ — помутнение, утрата блеска и яркости красочного слоя.

З

ЗАВЕСА, катапетасма — занавес, находящийся за Царскими Вратами со стороны алтаря.

закомарыЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; повторяет очертания расположенного за ней свода.

ЗАПИСЬ — подправка красками, сделанная поверх первоначального красочного слоя с целью поновления иконы. Различают частичную и сплошную запись. При многократных поновлениях говорят о многослойной записи.

ЗАПОНА [запона] 1. металлическая застежка, пряжка на одежде, книжном окладе и т. п. 2. завеса, занавес. В Повести временных лет князю Владимиру христианский философ-проповедник показывал запону (икону на холсте?) с изображением Страшного Суда, призывая князя принять крещение.

ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ ОБРАЗ — икона, имеющая снизу рукоять, посредством которой закрепляется в специальной подставке в храме с восточной стороны за престолом в алтаре. Изображаются Спаситель, Богоматерь или святой, в честь которого освящен престол. Может быть покрыта окладами с обеих сторон.

ЗАТВОРНИК — монах, совершавший подвиг в уединении (в затворе).

ЗАТЫЛЬ — оборотная сторона иконной доски.

Икона Зачатие Иоанна Предтечи (Целование Захарии и Елисаветы)ЗАЧАТИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — праздник православной церкви 23 сентября ст. ст. (6 октября нов. ст.). Установлен в честь дарования господом священнику Захарии и его жене праведной Елизавете сына.

ЗВАТЕЛЬЦЕ, придыхание — нечитаемый надстрочный знак над начальной гласной буквой слова в церковнославянском языке.

ЗВЕЗДИЦА — священный сосуд, состоящий из двух плоских дуг, скрепленных посередине шарниром. Ставится на дискос так, чтобы покровец не касался частиц, вынутых из просфор. Над шарниром прикрепляется диск круглой формы, на котором изображают Саваофа, Голгофский крест или Всевидящее Око.

звонницаЗВОННИЦА — надстроенная на стене храма колокольня или отдельно стоящее сооружение для подвешивания колоколов.

ЗЕЛЁНАЯ ЗЕМЛЯ — природная краска зеленого цвета, празелень. Чаще всего представляет собой глауконитовую глину.

ЗЕЛЕНЬ — краска зеленого цвета, получаемая, скорее всего, из размельченного малахита.

ЗЕЛЬЕ — любой состав из растительного сырья, например, чесночный сок, применяемый в качестве клеящего состава.

ЗЕРНЬ — небольшие шарики из серебра или золота, закрепляемые припоем на металлической основе. На иконных окладах обычно сочетается со сканью, завершая ее узоры.

зерцалоЗЕРЦАЛО — в иконописи — изображение прозрачной сферы в руках архангела, символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.

ЗЛАТО — золото.

змийЗМИЙ — символ злобы (Мф. XXIII, 33), свирепости (Пс. 57, 5), коварства (Быт. 49, 17) и самого диавола (Откр. 12, 9).

Икона Божией Матери Знамение, Новгород, первая половина XII в.ЗНАМЕНИЕ — широко распространенный тип изображения Богоматери, представляющий Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (Оранту), несущую на груди изображение Христа-Эммануила (обычно в круглом медальоне) (Ис VII, 14). Данный тип изображения широко распространен в византийском и древнерусском искусстве, однако само наименование «Знамение» известно только на русской почве. Память 27 ноября (10 декабря).

ЗНАМЕНЩИК — мастер-иконописец, главный художник в дружине, размечающий композицию, прорисовывающий изображения и руководящий всеми работами по созданию иконы.

ЗНАМЕНЬЕ — в иконописи разметка контуров изображения (обычно более жидкой темной краской) перед письмом; знаменить — намечать состав будущей композиции, контуры изображений.

Божией матери [зограф] (греч. ζωγραφος — живописец) — художник, живописец, иконописец.

ЗОЛОТАРЬ [золотарь], златарь — золотых дел мастер, ювелир.

ЗОЛОТНАЯ НИТЬ — в вышивке и ткацком деле нить, полученная волочением, битьем, сканью или прядением из золота, серебра и других металлов. Волоченая нить — тонкая проволока, полученная поэтапным протягиванием через сужающиеся отверстия. Бить — расплющенная проволока. Сканная нить — результат скручивания волоченой и шелковой нити. Пряденая нить — результат обкручивания шелковой или льняной нити волоченой нитью или битью.

ЗОЛОТНИК — мера веса, равная 4,266 г.

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ — шитье, выполняемое золотными нитями, канителью, низаным жемчугом и драгоценными камнями.

ЗОЛОТО-ПРОБЕЛЬНОЕ ПИСЬМО — прием в иконописи, состоящий в том, что пробел исполняется золотой или серебряной красками — твореным золотом или серебром, наносимыми на поверхность живописи штрихами и силками. Для придания большего металлического блеска производится уплотнение и шлифовка с помощью зубков.

ЗОЛОЧЕНИЕ листовое — покрытие части поверхности живописи тончайшими листками сусального золота, серебра или двойника, а также имитирующими золото листами.

ЗОРКИ — зрачки глаз.

ЗРАК — образ, вид.

ЗУБ — см. зубок

ЗУБОВ ФЕДОР ЕВТИХИЕВ (Евтихиевич) (Усолец, Устюженец) (до 1647 — 3 ноября 1689) — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля.

ЗУБОК, зуб — инструмент позолотчика для шлифовки листового, сусального или твореного золота, серебра и других металлов, выполненный из зуба животного, шлифованного кремня, агата либо сердолика.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я