Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

У

Икона Спас Нерукотворный. Вторая половина XIV в. (1360 г.?)УБРУС (от церк.-слав. брысати — тереть) — прямоугольный кусок ткани, используемый в качестве полотенца, платка или покрывала; полотенце (часто расшитое), подвешиваемое в доме под икону. По преданию, нерукотворный образ Христа отпечатался на убрусе. Спас на убрусе — иконографический тип иконы Спас Нерукотворный, в котором лик Иисуса Христа изображен на фоне убруса — светлого полотенца.

УГОЛЬ, уголье — природный пигмент черного цвета.

УГОЛЬЕ — см. уголь.

УГОТОВАННЫЙ ПРЕСТОЛ — см. этимасия.

УД — член тела, часть тела.

УКРЕПЛЕНИЕ материала (красочного слоя, грунта и т. д.) — в реставрации комплекс мер, направленных на прекращения процессов интенсивного разрушения материала произведения, для придания ему относительной стабильности.

УЛЬТРАМАРИН — краска от густо-синего до голубовато-серого цвета, получаемая измельчением полудрагоценного камня лазурита.

УМБРА — краска темно-коричневого цвета.

Икона Божией Матери Умиление Новгород Великий. 1220-е гг.УМИЛЕНИЕ — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери. На протяжении долгого времени использовался историками искусства в качестве родового названия для изображений Богоматери, ласкающей младенца, который прижимается щекой к ее щеке (см. также Гликофилуса).

УМРА — см. умбра

УРИПИГМЕНТ — см. аурипигмент.

УРХА — см. Эдесса

Усекновение главы Иоанна ПредтечиУСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — праздник православной церкви 29 августа ст. ст. (11 сентября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского тетрарха Ирода Антипы (см. Мф. 14; 6-12; Мк. 6; 17-29). В этот день установлен строгий пост.

УСИЯ — см. Троица.

УспениеУСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа и установленный в воспоминание о кончине Богоматери и чудесном взятие ее на небо. Упоминания об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах. Оно описано в Слове Иоанна Солунского, сказании Псевдо-Иосифа, Слове Иоанна Богослова и других апокрифических источниках. Икона Успение Богородицы входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

Икона Утоли моя печалиУТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ — икона Богородицы, относящаяся к иконографическому типу Умиление. Богоматерь изображается держащей на одной руке Младенца, другой же рукой в сострадательном жесте прикасается к Своему лбу. Голова Марии склонена к Иисусу, держащему в руках свиток.

УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОФИЧ (1625-26 — 1686) — знаменитый московский иконописец, совмещавший в своих работах традиционную иконописную технику с приемами западной живописи.

УШЕСА — двойственное число от ухо

Ф

ФАБРА (от нем. Farbe — краска) — краска.

ФАБРИТЬ (от фабра) — красить.

ФАВОР — гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета. Место, где произошло Преображение Господне.

фаворский светФАВОРСКИЙ СВЕТ — Божественный свет Преображения.

ФАКТУРА (лат. factura — обработка) — совокупность материальных, осязаемых свойств поверхности произведения.

ФАСАД (франц. facade, итал. facciata, от faccia — лицо) — наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и др. фасады.

ФЕЛОНЬ — деталь облачения священников, длинное и широкое одеяние без рукавов, с отверстием для головы (иногда для удобства часть фелони спереди вырезается). Фелонь, украшенная крестами, называется полиставрион (кресчатая риза). Изображает собой хламиду, в которую облекли Христа надругавшиеся над ним воины, и напоминает священнику о том, во время богослужения он изображает собой Господа, приносящего себя в жертву.

ФЕОДОР СТУДИТ (759-826) — византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе). Возглавил борьбу с иконоборчеством. Оставил в основном богословские сочинения и письма.

ФЕОФАН ГРЕК (1330-е — между 1405 и 1415) — живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине XIV — нач. XV вв.

ФИБУЛА — см. аграф.

ФИГЕРЕЙ — столярный инструмент, применявшийся для вырубки лузги.

ФИКАТЬ, профикать (от фик — свист, скрип) — разровнять застывающую олифу на поверхности иконы.

ФИЛИГРАНЬ, скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из гладкой или свитой в веревочки металлической проволоки.

ФИЛИОКВЕ (лат. filioque — и Сына) — добавление к Никео-Цареградскому Символу веры, имеющееся у католиков и отсутствующее у православных. Филиокве впервые сформулировано на Толедском соборе в Испании в 589. Смысл этого добавления в том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (Ин 20,22, Гал 4,6 и др.).

ФИМИАМ — благовонная смола для воскурения.

ФИНИФТЬ — см. эмаль.

ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК — лак, приготовляемый из фисташковой смолы.

ФОЛЬГА (от лат. folium — лист) — тонкие листы и ленты металла, иногда с золоченой или окрашенной поверхностью.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ — см. Антипасха.

ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ — см. Антипасха.

ФОН (франц. fond от лат fundus — дно, основание) — задний пространственный план художественного произведения. В иконописи фон традиционно называется словом «свет».

ФРЕСКА (итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей (ср. секко). В более общем смысле фресками могут назвать любые стенные росписи вне зависимости от техники исполнения.

ФРИЗА — древняя краска синего цвета.

ФРОНТОН — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО, фрязь (русск. фряжский — итальянский) — наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.

ФРЯЗЬ — см. фряжское письмо.

ФРЯЗИСТ — иконописец, пишущий с реалистическим уклоном, в «фряжской (итальянской) технике», в «академической манере живописи».

ФУНТ — мера веса, равная 1/40 пуда = 32 лота = 96 золотников = 9216 долей = 409,51241 г.

ФУРЕНИЕ — завершающие приемы работы иконописца с целью придания свеженаписанной иконе старинного вида. Подфурить икону — состарить икону. Подфурная икона — икона, поддельная под древнюю.

ФУРИЛЬЩИК, подфурник — иконописец, работающий в технике, придающей свеженаписанной иконе вид старинной или древней, чаще всего, с целью выдачи новой иконы за более древнюю и ценную.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я