Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

С

Саваоф, фрагмент иконы Отечество. Новгород Великий. XIV в.САВАОФ (евр. силы), правильнее — Господь Саваоф — Бог, как Господь Сил, Господь воинств. Изображается в виде Ветхого Деньми — старца в белых одеждах. Изображения Господа Саваофа, как первого Лица Троицы, не считаются каноничными и запрещались соборными постановлениями.

САЖА (слав. — осажденное, осевшее) — природный пигмент черного цвета, основная химическая составляющая — углерод.

САЖЕНЬ — русская мера длины, равная 2,1336 м. Сажень маховая = 1,76 м; сажень косая = 2,48 м.

САККОС (греч. σακκος — мешок, грубая ткань, рубище) — нижнее облачение епископов, близкое к стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смирения. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящее из уст епископа.

САНДАЛ (от санскрит. sandanas) — тропическое т. н. "красильное" дерево, древесина этого дерева, а также красная краска, получаемая путем вываривания его древесины. Синий сандал, черный сандал — краска из древесины кампешевого дерева, произрастающего в тропической Америке.

САНДАРАК (греч. σανδαρακη) — 1. минеральная краска желтого (золотого) цвета, изготовляемая из сернистого мышьяка, реальгара; 2. душистая смола сандаракового дерева. Используется для приготовления лаков.

САНКИРЬ — в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма).

САНОЧКА — часть кисти (инструмента) живописца, стержень утиного или гусиного пера, в который вставляются и закрепляются собранные в кисточку волоски.

САПОГИ — обувь с высоким голенищем.

САФТГРИН (от нем. saftgrün — соковая зелень) — растительная краска зеленого цвета из вываренных с квасцами ягод крушины.

СВЕТ — фон, написанный золотой или светлой краской.

СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА — краска белого цвета, двууглекислый свинец.

Свиток. Фрагмент иконы Сергия Радонежского.СВИТОК (от свивать — скручивать) — свернутый в трубочку или развернутый лист бумаги или пергамента. Свиток с краткими текстами из Библии изображается в левой руке Христа, а также у праотцев, пророков, преподобных.

СВОД архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности.

СВЯЗУЮЩЕЕ — вещество, входящее в состав красок и обеспечивающее сцепление пигментов. Природа связующего определяет особенность и название техники живописи: акварель, темпера, масляная живопись и т. д.

СВЯТИТЕЛЬ — краткое именование святого иерея — священнослужителя.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА — см. Александро-Невская лавра.

СВЯТЦЫ — список святых, чтимых Православной Церковью в календарном порядке. Лицевые святцы содержат изображения святых с указанием дней почитания.

СВЯТЫЕ 1. — мужи и жены, благоугодившие Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни в миру, монастырях, пустынях. Святые делятся Церковью на лики: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, страстотерпцы, исповедники, постники, блаженные и т. д.
2. — местн. просторечн. общее именование икон. Хоть святых выноси — выражение неудовольствия каким-либо бесчинством (в присутствии икон).

СВЯТЫЕ ВРАТА — см. Царские Врата.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ — см. отцы церкви.

СВЯЧЁНАЯ ИКОНА — см. освящение икон.

СВЯЩЕННИК, иерей, пресвитер — священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК (греч. αγιομαρτυς) — мученик, принадлежащий к священному чину.

СЕВАСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ — см. сорок мучеников севастийских

СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА — общее название иконописных школ северной Руси: вологодской, архангельской, каргопольской и др.

Небесный сегмент с Десницей Божией. Фрагмент иконы Чудо Георгия о змие, Новгород, кон. XIV - нач. XV вв.СЕГМЕНТ (лат. segmentum, от seco — рассекаю) — геометрическая фигура, часть круга, ограниченная дугой и ее хордой. В иконографии в сегменте в одном из верхних углов иконы изображается «духовное Небо» с фигурой Христа, десницей Божией, образом Троицы и т. д.

СЕДИНКА — изображение седых прядей волос в иконописи.

СЕДМИЦА — семь дней; неделя.

СЕДНИЦА (от «сидеть») — икона Христа, восседающего на престоле.

СЕККО, альсекко, асекко (итал. al secco — по сухому) — настенная живопись по сухой штукатурке.

СЕНЬ — нарядный церемониальный навес над престолом, ложем и т. п., киворий. Символизирует небо, распростертое над землей.

СЕПИЯ — темно-коричневая краска, изготавливаемая из обработанного чернильного мешка каракатицы.

СЕРАФИМЫ — см. ангелы.

Сергий и Вакх. Икона. Синай. VI в.СЕРГИЙ И ВАКХ Римлянины — знатные римляне, служившие при дворе императора Максимиана (284-305 гг.). За христианское вероисповедание и отказ принести языческую жертву подвергнуты унижению (одеты в женское платье и в железных обручах на шее проведены по городу), сосланы к сирийскому правителю Антиоху. Вакх до смерти забит бичами, Сергия обули в железные сапоги с гвоздями и гнали из Суры до Ресафы, где он был обезглавлен (ок. 300 г.). Прославвляемы в чине мучеников. Память 7 (20) октября.

СЕРГИЙ РИМЛЯНИН, мученик — см. Сергий и Вакх

СЕРПЯНКА — ткань редкого переплетения, используемая в качестве паволоки.

СИАСТ — то же, что ассист.

СИЛКА (от русск. сила) — в иконописи блик пробела в виде светлого мазка или золотого пятна, накладываемый на самые выпуклые участки облачения.

СИЛЫ — см. ангелы.

СИЛЬНОЕ МЕСТО — самое светлое место изображения на иконе.

Икона Символ веры, XIX в.СИМВОЛ ВЕРЫ — краткое изложение основных догматов православного вероучения. Утвержден на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последние 5) Вселенских Соборах. Икона, символически иллюстрирующая Символ Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.

Символы евангелистов, деталь иконы Сопрестолие (Новозаветная Троица), XIV в.СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ — условные изображения четырех евангелистов в образе живых существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие.

СИМОН УШАКОВ — см. Ушаков Симон

СИНАЙ — гора в Синайской пустыне, с вершины которой народу Израиля был дан Господом Закон.

СИНДОН (по назв. населенного пункта в Индии — места производства тканей) — 1. то же, что плащаница. 2. узкая лента, опоясывающая саккос священника, символ погребальных пелен Христа.

СИНИЛО (мн. ч. — синила) — растительная краска синего цвета.

СИНОД (греч. συνοδος — собрание, встреча, сочетание) — с 1721 по 1917 гг. — один из высших государственных органов в России, ведающий делами Православной Церкви и заменявший собой патриарха. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым императором. После 1917 Священный синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси. Состоит из двенадцати архиереев: шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода.

СИНЬ — краска синего цвета; Синь горная — краска на основе минерала азурита.

СИОН (евр. — блестящий, солнечный) — один из холмов, на которых построен Иерусалим; переносное наименование города Иерусалима, храма Соломона или "горнего" (небесного) Иерусалима.

СИЦЕ — так, таким образом.

СИЦЕВЫЙ (прил.) — таковой.

СКАЛЬПЕЛЬ (от лат. scalpellum — ножичек) — хирургический нож. В реставрации используются предпочтительно микрохирургические скальпели для механической расчистки произведения (обычно под микроскопом).

СКАНЬ — см. филигрань

СКАРАМАНГИЙ — персидский плащ, одежда византийских конных воинов.

СКАРЛАТ [скарла́т] — см. шарлат

СКИНИЯ (греч. σκηνη — шатер, палатка) — древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх. 25.8-40; 26). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета.

Складень с избранными святыми. Новгород, XIV в.СКЛАДЕНЬ — складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей.

СКЛЯНИЦА — стеклянный сосуд.

СКОЛКА — см. сколок.

СКОЛОК (м. р.), сколка (ж. р.) — иконный образец, снимок с иконы-оригинала, контуры рисунка которого составлены из рядов отверстий. Перевод рисунка со сколков осуществяется методом припороха.

СКОРЛАТ [скорла́т] — см. шарлат

СкоропослушницаСКОРОПОСЛУШНИЦА — именование чудотворного образа Божией Матери, связываемый с Афонским монастырем Дохиор. По преданию, Богородица явила Свой глас иноку монастыря: «Всем призывающим Меня Я буду Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое». Распространена в различных почитаемых списках (есть «Скоропослушница» с Младенцем и без Младенца). День почитания 9 ноября (ст. ст.).

СКРЕБОК — инструмент, обычно в виде небольшого ножа с закругленным концом, предназначенный для удаления старой краски и других работ.

СКРИЖАЛЬ — 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх. 24.12; 34.1-4). 2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечей и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

СКУФИЯ — см. скуфья

СКУФЬЯ — головной убор, в современной форме остроконечный колпак, сшитый из четырех равных долей. Может использоваться мирянами, прислуживающими в храмах, насельниками монастырей и т.д.

СЛОНОВАЯ КОСТЬ — жженая — краска черного цвета, приготовляемая посредством обработки соляной кислотой и обжига слоновой кости. Состоит исключительно из аморфного углерода.

СЛУХИ — см. торок

СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло (иногда и цветные природные камни), применяемое для изготовления мозаик.

СМОЛЯНОЙ ЛАКлак, приготовленный на основе смолы, растворимой в спиртах или углеводородах и способной образовывать пленку при высыхании (испарении растворителя).

СМОЛЫ (мн. ч.) — вещества, способные к отверждению, разделяющиеся на две группы: 1. природные смолы — вещества сложного состава, выделяемые некоторыми растениями. В средних широтах это прежде всего канифоль из хвойных пород деревьев. Качественные смолы, применяемые для приготовления лаков, мастик, красок и пр. добываются из тропических растений, например, даммара. Также используются ископаемые смолы (см. янтарь, копал). 2. Искусственные (синтетические) смолы — полимеры небольшой молекулярной массы (олигомеры). В результате отверждения превращаются в неплавкие и нерастворимые продукты. Используются для производства пластмасс, лаков, клеев, герметиков и т. д.

СОБИННАЯ ИКОНА, особная икона — икона, принесенная в церковь прихожанином, который молился и ставил свечи только перед ней. Другой верующий не мог молиться перед особной иконой. Практика собинных икон осуждена Московским Собором 1667 г.

Икона Снятие со КрестаСНЯТИЕ СО КРЕСТА — евангельский сюжет; одна из икон страстного цикла, повествующая о снятии тела Иисуса Христа после крестной кончины с креста. Изображаются Иосиф Аримафейский, выпросивший у Пилата разрешение на погребение Иисуса согласно обычаю до захода солнца, св. Никодим, Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы. Иконография Снятия со Креста может совмещаться со сценами Положения во Гроб и иными иконографическими композициями страстного цикла.

СОБОР — 1. Сбор, собрание. В иконографии — композиция, включающая несколько фигур, объединенных по принципу их взаимосвязи, например, Собор архангелов, Собор Богоматери и т. д.; 2. Главный (соборный) храм епархии, города или монастыря, в котором богослужения совершаются высшим духовным лицом (патриарх, архиепископ и т. д.).

СОБОР АПОСТОЛОВ — см. собор двенадцати апостолов.

СОБОР АРХАНГЕЛОВ — 1. Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил. 2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила. Основной догматический смысл композиции Собор архангелов — воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом.

СОБОР БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова — 26 декабря (8 января). 2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина. Представляет собой символический вариант иконы Рождество Христово: в центре располагается Богоматерь с младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры — ангелы, пастухи и волхвы, а также аллегорические изображения Земли и Пустыни. Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы церкви.

Икона Собор апостолов, НовгородСОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, собор апостолов — праздник, отмечаемый 30 июня (ст. ст.). На праздничной иконе изображаются 12 апостолов.

СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — празднование в честь Предтечи и Крестителя Господня, положившего начало таинству Крещения; падает на 7 (20) января, на следующий день после Богоявления: По православной традиции на следующий день великих Господних и Богородичных праздников отмечаются празднования (соборы) в память святых, которые послужили данному событию.

СОБОРНЫЙ ХРАМ — то же, что собор во 2 знач.

СОБОРОВАНИЕ — см. елеосвящение

СОЛЕЯ — возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма солея иногда ограждена невысокой решеткой.

икона Сопрестолие (Новозаветная Троица)СОПРЕСТОЛИЕ — один из иконографических типов Новозаветной Троицы: Христос в виде человека средних лет сидит одесную Саваофа, Святой Дух изображен в виде голубя. См. также Отечество

фрагмент иконы Сорок мучеников севастийскихСОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ — иконографическая композиция, посвященная мученической смерти в 320 г. в Севастии (Армения) 40 воинов-христиан за отказ принесения жертвы языческим богам. Память мучеников отмечается 9 марта (ст. ст.).

СОСТАВЩИК — в иконописи специалист в составлении красок.

СОСУД СВЯЩЕННЫЙ — предметы, употребляемые при богослужении: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница.

СофияСОФИЯ (греч. σοφια — премудрость, знание, мастерство) — В ветхозаветных книгах олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию со вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом (Кор I, 24). В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры — как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью.

СОШЕСТВИЕ ВО АД — см. Воскресение

СошествиеСОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ (Пятидесятница, Троица) — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии на апостолов Святого Духа в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Мф III, 11, Мк I, 8 Лк III, 16). Икона представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними, в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. С XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона Сошествие Св. Духа входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

СПАС (греч. Σωτηρ) — сокращенное от «Спаситель» именование Иисуса Христа. В иконописи Спасами именуют образы Христа. В быту Спасами называют три православных праздника, связанных с Иисусом Христом.

Спас в СлахСПАС В СИЛАХ — особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (серафимов, херувимов и престолов) и четырех апокалиптических животных (Откр IV, 2-9) — четырех евангелистов, разносящих Его славу по четырем концам земли. Икона Спас в силах располагается, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма.

Икона Спас Благое Молчание. Иван Дьяконов (?). Ярославль.СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, до прихода к людям, как юношу с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди. Нимб восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида).

СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ — см. Архиерей Великий.

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ — см. Пантократор.

Спас НерукотворныйСПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. От этого образа Спасителя первым получил исцеление Авгарь. Образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. Впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым -отпечатком — на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

СПАС ПАНТОКРАТОР — см. Пантократор.

СПАС ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем.

СПАС ЦАРЬ ЦАРЕМ — см. Царь царем.

СПАС ЭММАНУИЛ — см. Эманнуил.

СПАС ЯРОЕ ОКО — см. Ярое Око.

СПИСОК — копия с иконы.

СРЕДНИК — средняя основная сюжетная часть иконы с клеймами. В ней изображается главный сюжет иконы, в клеймах — развитие темы. Также средником могут называть центральную часть триптиха, полиптиха или иной многочастной композиции.

СРЕДОВЕК — человек среднего возраста.

СретениеСРЕТЕНИЕ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 2 (15) февраля и установленный в воспоминание о принесении Христа во храм на сороковой день после рождения — согласно ветхозаветному обряду. В храме Он был встречен старцем Симеоном, узнавшем в Христе Мессию и пророчествовавшем о Его грядущем служении (Лк II, 22-39). Основной смысл этого события — встреча Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати. Вместе с тем ритуальное принесение младенца во храм, близкое по значению к жертвоприношению, может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Икона Сретение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

Сретение Владимирской иконы Божией МатериСРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — см. Владимирская икона Божией Матери

СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — см. монастырь.

СТАНОК — в иконописи приспособление для уснановки яичной скорлупы, в которой творится краска на желтке куриного яйца.

СТАРИНЩИК — иконописец, работающий в старых, дониконовских традициях.

СТАРОВЕРЫ — см. старообрядцы.

СТАРООБРЯДКА — пренебрежительное именование старообрядческой иконы в среде коллекционеров.

СТАРООБРЯДЦЫ, староверы — православные верующие, не принявшие церковные реформы Никона 1653-56 гг. и ставшие в оппозицию официальной церкви. Преданы анафеме (отменена в 1970 г.), преследовались правительством до 1906 г. Делятся на ряд т. н. "согласов". Старообрядцы противостояли нововведениям в иконописи, сохраняя дониконовские иконы и создавая новые иконы в древней традиции.
см. также Аввакум, раскольники

СТАФФАЖ — небольшие изображения людей, животных, архитектурных сооружений в сложных композициях.

СТВОРЦЫ, растворцы (мн. ч.) — название складня, обычно меднолитого старообрядческого. Большие створцы — медный складень из четырех створок (в отличие от обычных трехстворчатых складней). Известны после 1720 г.

СТЕЖОК — отдельный прямолинейный участок нити от прокола до прокола.

СТЕННОЕ ПИСЬМО — общее обозначение для всех видов настенной живописи.

СТИЛЬ — устойчивая и единообразная система трактовки форм, характерная для периода господства определенного художественного вкуса.

СТИПСИ (лат. stypsis от греч. στυψω — стягивать, связывать) — квасцы.

СТИПТИКОМ (от греч. στυπτικος — вяжущий) — квасцы.

СТИХАРЬ — нижнее облачение священников (подризник) и верхнее — диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими длинными рукавами (у священников — с узкими). Стихарь знаменует ризу спасения и одежду веселия и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе — непременные условия для принимающих участие в богослужении.

СТИХИРА — вид тропаря, краткое песнопение; поется на стих псалма.

«СТОГЛАВ» — состоящий из 100 глав сборник решений Стоглавого собора 1551 г.; кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. В области церковного искусства Собор высказался за строгую регламентацию и контроль над деятельностью иконописцев и рассмотрел несколько спорных иконографических вопросов (в частности, вопрос об изображении Троицы).

СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно-земский собор, состоявшийся в Москве, в январе — мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял «Стоглав». Постановления Стоглавого Собора были отменены Собором 1667 г. — в связи с реформаторской деятельностью патриарха Никона. Большой Московский Собор 1667 г. подтвердил правильность решений Стоглава, касающихся иконографических вопросов.

СТОЛА (греч. στολη — одеяние) — верхняя одежда, род туники с узкими рукавами и обшлагами, а также двойными полосами клавов от плеч до низа подола. В иконописи в столе иногда изображают архангелов.

СТОЛП — 1. Отдельно стоящая башня; 2. В храме — колонна, поддерживающая своды.

столпникСТОЛПНИК (греч. στυλιτης) — отшельник, подвизающийся стоянием на столпе.

СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ — клей, получаемый вываркой обезжиренных костей животных.

СТРАЗ — 1. Сплав стекла, названный по имени его изобретателя О. Штрасса, применяемый для имитации драгоценных камней; 2. Поддельный драгоценный камень. Составной страз — драгоценный камень, склеенный со стеклом, хрусталем, либо другим (более дешевым) драгоценным камнем.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА — последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих — Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; Страдания Христовы нашли отражения в иконографии т. н. «страстных» икон.

СТРАСТОТЕРПЕЦ — христианский мученик. Чаще именование страстотерпцев относят к тем святым, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев — в силу их злобы, коварства, заговора.

СТРАТИЛАТ [стратила́т] (греч. στρατηλατης) — командир, предводитель войска.

Страшный СудСТРАШНЫЙ СУД — заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1-13, 31-33). Иконография Страшного Суда складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Традиционный вариант этой композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного Суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене.

Икона строгановской школы. Никита Воин. Прокопий Чирин.СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА иконописи, строгановское письмо — условное название стилистической общности произведений иконописи, церковного шитья, фрески, эмали и т. д., сложившейся в России в конце XVI в. Названа по фамилии купцов-меценатов Строгановых, с которыми связаны наиболее характерные произведения. Отличительными особенностями считается преувеличенная сложность композиции, тонкое «мелочное« письмо, особое, вплоть до маньеризма, внимание к деталям, тщательная проработка одежд, элементов пейзажа, орнаментальных мотивов, использование светотеневой моделировки фигур. В иконописных мастерских, принадлежащих Строгановых, впервые широко применили разделение труда иконописцев на знаменщиков, доличников, мастеров палатного письма, травщиков, личников и пр. В отличие от одновременно существовавшей годуновсой школы иконописи, отличавшейся консерватизмом и следованием идеалам XV в., строгановская школа восприняла многие элементы западного живописного искусства. Наиболее известные представители строгановской школы: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Федор и Истома Савины. В границах школы ранние исследователи выделяют самостоятельные «первые«, «вторые« и «третьи строгановские письма«. Лучшие иконы строгановских писем ценились старообрядцами наравне с произведениями Андрея Рублева.
см. П. Муратов. Строгановская школа. (из И. Э. Грабарь. История русского искусства, т. IV).

СТУДИТ ФЕОДОР — см. Феодор Студит

СУГУБЫЙ (прил.) — двойной, усиленный.

СУДАРИЙ — см. сударь.

СударьСУДАРЬ, сударий (греч. σουδαριον — платок) — покров, ткань для покрытия сосудов. Используется также в проскомидии и евхаристии при приготовлении и освящении Святых Даров.

СУНПОР — сера.

СУРИК (греч. συρικον от Συρια — Сирия, по месту производства) — название красок красных и красно-коричневых цветов. Сурик свинцовый — красная краска оранжевого оттенка — смешанный окисел свинца — свинцовая соль ортосвинцовой кислоты; Сурик железный — краска от красно-коричневого, вишнево-красного, до желтовато-красного оттенка. Представляет собой природную окись железа с небольшой примесью глинистых веществ и песчаника.

СУРЬМА (тур. sürmä — краска для бровей) — краска черно-фиолетового цвета, трехсернистая сурьма Sb2S3.

СУСАЛЬ — см. сусальное золото.

СУСАЛЬНИК — специалист в изготовлении сусального золота.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО, серебро, сусаль, сусань — тончайшие (обычно доли мкм) пленки золота или серебра для золочения (позолотных работ) (см. также двойник, поталь).

СУСАНЬ — см. сусальное золото.

СУСЛО — растительный экстракт, чаще всего солодовый, используемый при приготовлении пива или кваса. В иконописи применяют в качестве клеящего вещества, в качестве основы различных составов и т. д.

CУТЫЧКИ — в Калужской области наименование красного угла.

CХИМА (греч. σχημα — вид, форма) — 1. ангельский образ, особый чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую схиму, последняя предполагает затвор в монастыре и исполнение более строгих обетов. Возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. 2. монашеское облачение.

СЫРНАЯ СЕДМИЦА — см. масленица

СЮЖЕТ (франц. sujet — предмет) — конкретное художественное воплощение основной темы произведения.

Т

ТАБЛЕТКА (франц. tablette) — современное наименование икон, основой для которых служит не доска, а загрунтованный холст (ср. цка холстяная). Наиболее известны т. н. «новгородские таблетки» — небольшие двусторонние иконы XV в. на загрунтованном холсте из Софийского собора Новгорода Великого.
ТАИНСТВА — богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция Семь Таинств.

Тайная ВечеряТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин XII,1-17). Происходила в первый день иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна — накануне Пасхи), которая обычно сопровождалась ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией Евхаристия (Причащение апостолов), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.

ТАЙНАЯ СТОРОНА — см. тая.

ТАУСИНЫЙ (прил.) (от греч. ταως — павлин) — переливчатый темно-синий цвет.

ТАЯ, тайная сторона — затененная часть изображения.

ТВОРЕНИЕ КРАСОК — приготовление красок из сухого пигмента и основы.

ТВОРЁНОЕ ЗОЛОТО, серебро — перетертый в тонкий порошок металл, используемый в качестве краски.

ТЕЛЬНИК — 1. рубаха, короткий хитон воина; 2. нательный крест.

ТЕМНИЦА — место заключения.

ТЕМПЕРА (итал. tempera) — краски, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.).

ТЕМПЛОН (греч. τεμπλον от лат. templum — храм) — алтарная преграда раннехристианских и византийских храмов, представляющая собою ряд колонн с архитравом, на котором обычно располагались иконы; промежутки между колоннами до высоты 1,5 — 2 м заполнялись резными каменными плитами с орнаментом. В русской храмовой архитектуре темплон, называемый «тябло« развился в сплошную стену иконостаса.

ТЕНИТЬ (от тень) — затемнять.

ТЕОЛОГИЯ (от греч. Θεος — Бог + λογος — учение) — то же, что богословие.

ТЕОФАНИЯ (греч. θεοφανια) — то же, что Богоявление.

ТЕРЕВЕРДА, тереверза (от франц. terra verde — зеленая земля), празелень — природная земляная краска из закиси железа, магния, калия, натрия, с обязательным содержанием кремнезема и глинозема.

ТЕРЕВЕРЗА — см. тереверда.

ТЕРПЕНТИН (терпентинное масло) — сосновая живица, смесь ароматических углеводородов — терпенов и природных примесей. Используется как разбавитель красок и в качестве основы смоляных лаков.

ТЕРЩИК — специалист по растиранию красок.

ТЕССЕРА (от лат. tesserae — кубик, плитка) — кубик из цветного камня, смальты или иного материала для мозаичных работ.

ТЕТРАМОРФ (греч. τετραμορφος — четырехвидный) — традиционное обозначение небесных существ (ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (Иез I, 4-25). Крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.

Надпись иконы Богоявление Господне (Крещение). Новгород Великий. XV — начало XVI в.ТИТЛО — в церковнославянском письме 1. надстрочный знак сокращения слова. Указывает на святость и скрытую тайну заключенного в слове смысла. Различают титла простые и буквенные, содержащие одну из пропущенных при сокращении букв: глаголь-титло, добро-титло, он-титло, рцы-титло и слово-титло; 2. надстрочный знак в буквенной цифири, служащий для отличия чисел, записываемых буквами, от слов.

Тихвинская икона Божией МатериТИХВИНСКАЯ ИКОНА Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, написанная по преданию евангелистом Лукой. Чудесным образом появилась в Тихвине в 1383 г. Относится к иконографическому типу Одигитрия. От Смоленской иконы отличается наклоном головы Богородицы.
Литература: Предисл., пер., комм. Е. В. Крушельницкой. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. СПб. Изд. дом "Русская симфония", 2004.- 256 с. ISBN 5-98447-004-7 Книга

ТОЛКОВНИК — в иконописи то же, что толковый иконописный подлинник.

ТОЛСТИК, толстуха — жирная железистая охра красноватого оттенка.

ТОЛСТУХА — см. толстик.

ТОНДО (итал. tondo — круглый) — произведение живописи, написанное на основе круглой формы.

ТОНИРОВКА, тонирование — подцветка поверхности художественного произведения (или его материалов), придание требуемого оттенка.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ — праздник, отмечаемый в первое воскресенье Великого поста, в память окончательного восстановления почитания икон.
см. также иконоборчество

торокТОРОК (слав. — ремень) (мн. ч. — тороки или тороци), слухи — белая повязка на челе ангела с развевающимися концами — символ постоянного слушания ангелами воли Бога.

ТРАВЩИК — мастер по изображению орнаментов (трав).

ТРАНСЕПТ (от лат trans — за + septum — ограда) — см. неф.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ — см. Государственная Третьяковская галерея

Икона Три отрока в пещи огненной, НовгородТРИ ОТРОКА В ПЕЩИ ОГНЕННОЙ — иконографическая композиция, иллюстрирующая библейские события (Дан. 3:1-100): к вавилонскому царю Навуходоносору привели трех иудейских юношей, которые отказались поклоняться золотому идолу. Разгневанный царь приказал сжечь отроков живьем, но сошедший в печь ангел не позволил огню коснуться юношей и те вышли из печи живыми.

ТРИХЕЙРУСА (греч. τριχειρουσα) — см. Троеручица

Икона ТроеручицаТРОЕРУЧИЦА, Троеручница, Трихейруса — икона Богородицы, относящаяся к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. Под правой рукой Богоматери изображение человеческой кисти. Предание связывает историю иконы с преподобным Иоанном Дамаскиным: во время гонений на иконы Иоанну, осужденному по ложному доносу, отрубили кисть правой руки. По молитвам Богородице перед Ее иконой отсеченная рука чудесно восстановилась. В благодарность Иоанн Дамаскмн прикрепил серебряное изображение руки к иконе. Празднование чудотворной иконе 28 июня (11 июля) и 12 (25) июля.

ТРОЕРУЧНИЦА — см. Троеручица

Икона Сопрестолие (Новозаветная Троица). Новгород Великий. XIV в.ТРОИЦА — Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца, Сына и Духа Святого. Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины: усия — субстанция или сущность, то, что является общим между всеми тремя лицами и ипостась — особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности. Догмат о С. Троице — первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских Соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляются в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв. Ему предшествуют символические и изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение гостеприимства Авраама. В XVI-XVII вв. широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно изображающие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом, Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин I, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него и Святого Духа в виде голубя. Обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.

Трон, фрагмент иконы ОтечествоТРОН (греч. θρονος — кресло, трон, престол) — особое кресло, символ царской власти; престол. См. также этимасия

ТУНИКА — женская и мужская прямая узкая одежда с рукавами. У женщин под грудью перехватывалась кожаной полосой. В иконописи туника служит одеждой Богоматери, императоров и придворных. В тунике с клавами часто изображается младенец Христос.

ТУРСКИЙ — турецкий.

ТЬМА, тма 1. отсутствие света 2. числительное — десять тысяч.

ТЯБЛО (через греч. τεμπλον (произносится «те́блон») — ограда в храме (см. темплон) от лат. templum — храм) — балка, деревянный поперечный брус, на который устанавливались ряды икон. Тябловый иконостас — ранний тип устройства иконостаса.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я