Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

П

ПАВОЛОКА — ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

ПАЛАТКИ (мн. ч.) — уменьшит от палаты (см.)

ПалатыПАЛАТЫ, полаты, палатки (мн. ч.) — в иконописи изображения любых архитектурные сооружения, за исключением церковных.

ПАЛЕМКА — инструмент левкащика, деревянный шпатель для накладывания левкаса.

ПАЛЕОЛОГОВСКИЙ РЕНЕССАНС — принятое у искусствоведов наименование периода расцвета византийского искусства, совпадающее со временем правления династии Палеологов (1261-1453 гг.).

ПАЛЕХ — село (сейчас поселок городского типа) в Ивановской области, с XVII в. традиционный иконописный центр. В Палехе сложился особый стиль (т. н. "палехский пошиб") иконописи, отличающийся, тонкостью, "мелочностью" письма, декоративностью, вниманием к деталям вплоть до маньеризма. В 1920-х гг. иконопись Палеха вырождается в т. н. "палехскую лаковую миниатюру". Ныне палехский иконный промысел активно возрождается.

ПАЛИЙ — длинная, опускающаяся до земли, без рукавов, с застежкой на вороте накидка преподобных, покрывающая собой подрясник и рясу, символизируя ангельские крылья.

ПАЛИТРА (франц. palette — пластинка) — 1. инструмент художника, деревянная, фарфоровая, металлическая или иная пластинка для смешивания красок. (ср. шарница, вапница); 2. вся совокупность красок, использованная при создании художественного произведения.

ПАЛИЦА — 1. холодное оружие ударного типа, дубинка; 2. в облачении архиереев и архимандритов четырехугольный плат с изображением креста или херувима. Носится на правом бедре как символ духовного меча.

ПАЛЛАДИЙ (от Паллада — эпитет богини Афины) — переносное наименование святыни, приносящей славу.

Панагия (Икона Знамение)ПАНАГИЯ (греч. παναγης — всесвятой, окруженный святостью) — 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери. В специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть — после трапезы. 2. Особый эпитет, присваиваемый, как правило, изображениям Богоматери Знамение. Раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне — символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса — круглой пасхальной просфоры).

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette) — в искусстве орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пальмового листа.

ПАНАХРАНТА — см. Всемилостивая

ПАНИКАДИЛО (греч. — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

ПАНИХИДА (греч. παννυχιος — длящийся всю ночь) — богослужение, на котором совершается поминовение умерших.

ПантократорПАНТОКРАТОР (греч. παντοκρατωρ — вседержитель, всевластный) — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии — Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий).

ПАПЕРТЬ — внешний притвор храма, площадка перед входом в церковь, на которую ведут несколько ступеней. Символизирует духовное возвышение храма среди окружающего мира.

папороткиПАПОРОТКИ, подпапоротки (мн. ч.) (от праслав. *paportъ — крыло, перо) — нижние перья на крыльях ангелов. Традиционно считается, что по папороткам отличаются крылья Сил Небесных от крыльев падших ангелов. В иконописи папоротки обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла. Крылья темных сил либо не имеют папоротков, либо изображаются плоскими (кожистыми), как у летучих мышей.

ПАРАМАН — см. параманд

ПАРАМАНД, параман — деталь монашеского облачения, четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

Парсуна М. В. Скопина-ШуйскогоПАРСУНА [парсу́на] (от лат. persona — личность, персона) — до конца XVII в. — первой половины XVIII в. название портрета, сохраняющего многие приемы иконописи.

ПАРУС — в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах русского православного храма располагаются, как правило, изображения четырех евангелистов.

ПАСТЫРЬ (от «пасти») — дословно — пастух. Иносказательно — священник, как наставник своей паствы. Добрый Пастырь — символическое именование Христа.

ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ — см. Добрый Пастырь

ПАСХА (евр. — прохождение) — главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия.

ПАТЕРИК [патери́к] (греч.πατερικον от πατηρ — отец), отечник, отеческая книга — жанр аскетической литературы, сборник сборник изречений и (или) жизнеописаний св. отцов, обычно монахов одной области или одного монастыря. К наиболее известным относится Киево-Печерский патерик.

ПАТИНА — 1. пленка на поверхности различных металлов и сплавов, возникающая в результате естественного окисления под воздействием окружающей среды, либо в результате искусственного процесса — патинирования. Предохраняет изделие от коррозии и имеет декоративное значение; 2. пленка различных оттенков, возникающая на поверхности олифы, либо незащищенного красочного слоя.

ПАТРИАРХ (греч. πατριαρχης — родоначальник) — 1. глава, старейшина рода, родовой общины; 2. высший духовный сан Православной Церкви, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Патриаршество в России учреждено в 1589 г., заменено при Петре I коллегиальным правлением Синода, восстановлено 5 (18) ноября 1917 г.

ПАТРОНАЛЬНАЯ ИКОНА (от лат. patronus — покровитель) — икона, на которой изображается заказчик или даритель иконы (ср. ктитор), либо тезоименный ему святой.

ПАУЗА — узелок из редкой, обычно миткалевой, ткани, наполненный толченым углем, мелом или иным красящим порошком. Служит для перевода рисунка посредством припороха — периодического постукивания узелком по перфорированной прориси.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage) — вид, изображение местности, элементов природы и архитектуры.

ПЕЛЕНА — ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под икону. Часто украшена вышитым крестом или соответствующим иконе сюжетом.
священников иудейской церкви (Втор. II. 19, 11).

ПЕМЗА, пенса — камень, имеющий вспененную структуру. Употребляется как кусками (для шлифования левкаса), так и в порошке (в т. ч. для стирания неверных линий рисунка).

ПЕНСА — см. пемза

ПЕРВОСВЯЩЕННИК — глава и начальник

ПЕРЕВОД — 1. переведенный на бумагу с живописного изображения графический рисунок, прорись; 2. оттиск рисунка с прориси на иконной доске. 3. Вид иконографической композиции. Перевод на отлип — получение перевода (в 1 знач.) при котором рисунок на иконе-оригинале обводятся красящим составом (обычно на основе сажи или киновари), который оставляет отпечаток на приклыдываемом листе бумаги. Сложный перевод — более сложная (из нескольких возможных) иконографических композиций

ПЕРЕВЯЗЬ, портупея — широкий ремень, полоса ткани, перекинутая через плечо воина.

ПЕРЕДНИЙ УГОЛ — см. красный угол

ПЕРЕМАЛЕВКА — в иконописи второй слой в личном письме во "фряжской манере". Наносится сравнительно яркими красками для моделировки выпуклых частей тела и черт лица по светотеневому подмалевку.

ПЕРЕНОСЬЕ — часть лика, переносица.

Икона Богородица Перивлепта. Византия, 2-ая пол. XIV в.ПЕРИВЛЕПТА (греч. περηυληπτος — видная всем, славная, известная) — иконографический тип изображения Богоматери, близкий Одигитрии со слегка склоненным ликом к Младенцу.

ПЕРЛЫ (мн. ч.) (ст.-рус. жемчуг) — 1. жемчуг; 2. в иконописи орнамент в виде цепочки светлых точек, иначе «жемчужник».

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage — действующее лицо, персонаж) — в иконописи изображаемая личность.

Седалище в обратной перспективеПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) — комплекс изобразительных методов, позволяющий передать объемный мир на плоскости. Линейная перспектива — способ изображения пространствееных фигур на плоскости методом центральной проекции, передающий иллюзорное сокращение линейных размеров предметов при их удалении от зрителя. Обратная перспектива или извращенная перспектива — характерный для иконописи способ изображения предмета, при котором дальние от зрителя части предмета изображаются бо́льшими, по сравнению с ближними.

перстосложениеПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ благословляющее — канонизированное взаиморасположение пальцев иерея для благословения предстоящих перед ним. Именословное перстосложение — благословляющее перстосложение, при котором пальцы образуют буквы IC XC (Иисус Христос).

Митрополит Петр, икона. Тверь, XV в.ПЕТР митрополит (? — 1326 гг.) — русский святой, митрополит с 1308 г., в 1325 г. перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. По преданию был иконописцем, с его именем связывается Петровская икона Божией Матери.

ПИВО (от пить) — слабоалкогольный напиток, изготовленный спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды. В иконописи может входить в некоторые составы. Сгущеное (выпаренное или вываренное) пиво применяется как клеевое связующее под листовое золочение.

ПИГМЕНТ (лат. pigmentum — краска) — окрашенное химическое соединение обычно в форме тонкого однородного порошка, составляющее (в совокупности со связующим) живописной краски.

ПИНЕН — органический растворитель класса терпентиновых углеводородов, основная составляющая скипидара, бесцветная жидкость с запахом хвои.

ПИСЕЦ ИКОННЫЙ — иконописец.

ПЛАВЬ — в иконописи жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави растушевываются. В личном письме применяется несколько слоев плави. Проплавить, подплавить — наложить плавь.

ПЛАТ — прямоугольный кусок ткани различного назначения.

ПЛАТЕЧНИК — иконописец, специализирующийся в писании одежд.

ПЛАФОН — живопись или декоративная роспись, исполненная непосредственно на поверхности потолочного перекрытия или на холсте, прикрепленном к перекрытию.

ПЛАЩ — верхняя одежда из прямоугольного отрезка ткани, скрепленная запоной на плече или на груди.

ПЛАЩАНИЦА (слав. от плащ, плат) — 1. погребальная пелена, материя, в которую обертывали тела усопших при погребении. Тело Иисуса Христа при положении во Гроб было обернуто плащаницей. 2. Полотно, используемое в церковном обиходе. Украшается живописными или вышитыми изображениями на темы погребения Христа.

ПЛЕНТА — краска, вид охры.

ПОБЕЛ (м. р.), побелка (ж. р.) — жидкость из клея и мела, наносимая на иконную доску перед левкашением. Побелять — наносить побел.

ПОБЕЛКА — см. побел

ПОВОЛОКА — см. паволока

ПОВОЛОЧКА — наложение паволоки.

ПОДБИВКА — в иконописи наложение полутонов плавью на изображение лица и обнаженных частей тела.

ПОДЛЕВКАСКА (от левкас) — в реставрации восполнение утрат грунта иконописного произведения.

ПОДЛИННИК — 1. собрание иконописных образцов, см. иконописный подлинник; 2. оригинал, авторское произведение в отличие от копии. Считается, что вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, т. к. указывает на Божественный первообраз, список обладает всеми свойствами «оригинальной» иконы.

ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ, подлинник лицевой — см. иконописный подлинник

ПОДМАЛЕВОК — первый слой красок, положенный на рисунок. См. также роскрышь

ПОДОВЛАСКА — подготовительный тон для волос (обычно русых).

ПОДОКЛАДНАЯ ИКОНА, подокладница — икона, чаще всего массового кустарного производства, на которой живописный слой присутствует лишь на местах, не закрытых окладом (лики, руки). См. также подфолежная икона.

ПОДПАПОРОТКИ — см. папоротки

ПОДПУСК, подпуст — клеящий состав под листовое золочение.

ПОДПУСТ — см. подпуск

ПОДРУМЯНКА — составная краска для наложения румянца (2).

ПОДРУЧНИК — приспособление иконописца, небольшая скамеечка — упор для руки.

ПОДФОЛЕЖНАЯ ИКОНА (от фольга) — дешевые иконы, покрытые окладом из тисненой фольги. Часто живописный слой наносился лишь на места не закрытые окладом. См. также подокладная икона.

ПОДФУРНИК — см. фурильщик

ПОЗЕМ (м. р.), позьма (ж. р.) — в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета — условное обозначение земли. Позем ковриком — позем, заполненный растительным орнаментом.

ПОЗОЛОТЧИК — мастер по золочению, закреплению на твердой поверхности сусального золота.

ПОЗЬМА — см. позем

Поклонение Волхвов. Дионисий. 1500-1502 гг. Фреска Ферапонтова монастыря.ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ — евангельский сюжет, связанный с Рождеством Христовым (Мф. II, 1-2) — трое волхвов: Каспар (изображается в виде старца), Валтасар (средних лет) и Мельхиор (юноша) подносят в дар родившемуся Младенцу золото, ладан и смирну. Сцена поклонения волхвов изображается на иконах Рождества Христова или в качестве самостоятельных композиций.

ПокровПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ — православный праздник, установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий. Иконография известна в двух вариантах: московском и новгородском. Московский вариант иллюстрирует, прежде всего, само чудесное событие: Богоматерь, держащая покрывало, изображается на фоне храма в верхней части иконы: рядом с ней, как правило, святые, снизу — Андрей, Епифаний и другие свидетели чуда. В новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней ангелы, как бы приподнимающие завесу — очевидно, наряду с видением Андрея Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и опускалась в субботу утром. В обоих вариантах изображается также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре), память которого, как и праздник Покрова отмечается 1 (14) октября.

ПОЛАТЫ (мн. ч.) — см. палаты

Игоревская икона Богородицы со святыми на поляхПОЛЕ ИКОНЫ — обрамление иконной доски, возвышающееся над ковчегом или выделяемое цветовой обводкой на поверхности доски.

ПОЛИМЕНТ — красно-коричневый состав под листовое золочение. Состоит из красной глины, мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца.

ПОЛИПТИХ (греч. — многосложный) — 1. несколько живописных произведений, связанных общей темой; 2. многостворчатый складень. Особый тип полиптиха — походная церковь.

полиставрионПОЛИСТАВРИОН, полиставрий (греч. — многокрестие) — см. фелонь.

Положение во гроб (икона)ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ — иконографический сюжет, отражающий одно из событий Страстной недели — похороны распятого Иисуса Христа.

Икона Положение ризы Пресвятой Богородицы, МоскваПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Ризоположение — праздник, отмечаемый 2 (15) июля и установленный в память помещения ризы (мафория) Богородицы во Влахернском храме Константинополя в 474 г.

ПОНОВЛЕНИЕ — совокупность приемов реставрации живописи, подход, направленный на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведения и полное воссоздание утраченных частей.

ПОРНО (нареч.) — вовремя, в нужный срок.

ПОРТАЛ (нем. portal от лат. porta — ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. Русскому православному храму свойственны арочные (т. н. "перспективные") порталы.

поручьПОРУЧИ — часть богослужебного облачения духовенства — широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 6-7. Пс. 118, 74). Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.

ПОРФИРА (греч.) — то же, что пурпур.

ПОСКРЕБАНОЧКА — инструмент иконописца, род шпателя для разглаживания левкаса.

ПОСОХ [по́сох] (от «соха« — подпорка, кол) — знак власти духовных пастырей — архиереев. Его прообраз — посох Моисея, дававший ему чудодейственную силу.

ПОСТ — время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель — сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский — с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский — с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими — см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т. е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.

ПОСТЕЛЬНАЯ КАЗНА — личное хранилище великого князя (царя) в России 2-й пол. XV-XVII вв. (одежда, украшения, посуда, иконы, рукописи, архив). Находилась в ведении постельничего.

ПОСТИЛ — слой краски.

ПОСТРИГ — 1. обряд обрезания волос на голове верующих, совершаемое над новокрещаемым после крещения в знак служения Христу; над новопоставленным чтецом в знак служения церкви; над принимающим монашество. 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества, существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму.

ПОТАЛЬ — имитация сусального золота, тонкие листки меди, серебра или олова, употребляемые вместо позолоты с последующей тонировкой «под золото».

ПОТИР (греч. ποτηριον — чаша, сосуд для питья) — церковная чаша со Святыми Дарами для причастия. Прообраз потира — чаша, которую Христос во время Тайной вечери передал Своим ученикам.

Икона Похвала БогоматериПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ — 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. 2. Икона, представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков: Иаков с лествицей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремия со скрижалью, Исайя с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями Иерусалимского храма и Даниил и Аввакум с горами. Наименование Похвала Богоматери может присваиваться и другим иконам, прославляющим Богоматерь.

ПОЧКА — мера веса, 1/25 золотника.

ПОШИБ — стиль иконного письма. В XIX в старообрядцы выделяли следующие пошибы: корсунский, сербский, киевский, новгородский, московский, костромской, устюжский, строгановский, бароновский, сибирский, монастырский, фряжский.

ПОЯСОК — в архитектуре украшение в виде профилированного выступа, опоясывающего все здание на определенной высоте.

ПОЯСНАЯ ИКОНА — икона, изображающая персонаж по пояс.

ПРАВЕДНЫЕ, праведники — 1. святые, пребывающие не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни; 2. лица, местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью; 3. праведно живущие, поступающие по правде.

ПРАЗДНИК [пра́зник] (через «праздный» (день) от «порожний» — пустой, т. е. нерабочий) — торжество, посвященное какому-либо событию. Православной церковью отмечаются праздники, установленные в память святых, событий Священной истории, и чтимых икон. Главный христианский праздник — Пасха, помимо ее особо почитаются двенадцать двунадесятых праздников и великие праздники. Различают неподвижные праздники, приходящиеся каждый год на одну и ту же дату, и переходящие, связанные с пасхальным циклом. Храмовый праздник, престольный праздник — праздник, в честь которого освящен престол данного храма. Иконы праздников составляют праздничный ряд иконостаса русского православного храма. «Праздники» — условное название группы праздничных икон.

ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД, праздничный чин — один из рядов иконостаса русского православного храма. Обычно составляется из икон двунадесятых праздников, страстных икон, икон великих праздников и т. д.

ПРАЗЕЛЕНЬ (от греч. πρασινη — зеленый) — краска неяркого зеленого цвета, зеленая земля, чаще всего на основе минерала глауконита.

ПРАОТЕЧЕСКИЙ РЯД, праотеческий чин — верхний ряд высокого иконостаса русского православного храма. Составляется из икон праотцев. В центре располагается икона Новозаветной Троицы (Отечества).

ПРАОТЦЫ (греч. προπατωρ) — предки Христа, начиная с Адама и Евы.

прапорыПРАПОР — знамя, часть снаряжения воина, копье с прикрепленным к нему стягом.

икона Предста ЦарицаПРЕДСТА ЦАРИЦА, Предста Царица одесную Тебе — вариант деисусной композиции, иллюстрирующий 44 псалом: в центре изображен Иисус Христос, восседающий на престоле как Царь царем и Великий Архиерей. По правую руку от Него стоит Богородица в царских одеждах; слева — Иоанн Предтеча со свитком. В более древнем изводе место Иоанна Крестителя занимает царь Давид, как автор 44-го псалма.

Икона Премудрость созда Себе дом, середина XIX в.ПРЕМУДРОСТЬ СОЗДА СЕБЕ ДОМ — сложная символическая иконографическая композиция, иллюстрирующая фразу из Притчей Соломоновых (Пр. 9:1). Изображается Небесный град — Новый Иерусалим. В одном из иконографических вариантов композиция построена вокруг престола, одной из семи столпов которого служит Распятие. Над Распятием — Бог-Отец в виде Ветхого Денми и Св. Дух в виде голубя. Среди предстоящих изображается Соломон со свитком.

ПреображениеПРЕОБРАЖЕНИЕ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Икона Преображение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК (греч. οσιομαρτυς) — мученик из монашествующих.

ПРЕПОДОБНЫЙ (греч. οσιος) — святой из монашествующих.

ПреполовениеПРЕПОЛОВЕНИЕ — праздник, совпадающий с серединой Пятидесятницы в воспоминание евангельской сцены: Отрок Христос, отстав от Своих родителей, остался в Иерусалимском храме и беседовал с иудейскими учителями.

ПРЕСТОЛ — главная принадлежность алтаря, самое святое место в храме. На престоле таинственно, невидимо присутствует сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Престол Уготованный — то же, что Этимасия

ПРЕСТОЛЫ — см. ангелы.

ПРИДЫХАНИЕ — см. звательце.

ПРИКРАС — 1. оттенок цвета; 2. тонирование (например, сусального золота).

ПРИПЛЕСК — в иконописи один из верхних живописных слоев, лессировка темными красками, наложенными полупрозрачным слоем.

ПРИПОРОХ — в иконописи рисунок, переведенный на поверхность грунта и состоящий из мелких точек красящего порошка, проникших в проколы на листе бумаги — сколки, нанесенных посредством паузы; а также процесс перевода рисунка через сколку на поверхность грунта.

ПРИТВОР — крайняя западная часть храма, обычно отделяемая от средней его части глухой стеной. В притворе во время литургии стоят некрещенные и те, на которых духовником наложена епитимия.

ПРИТЕНЕНИЕ — переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете.

ПРИХОД — низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.

ПРИЧАЩЕНИЕ — таинство православной церкви, при котором человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (Ин. 6, 53-58), становится таким образом причастным ко Христу. Совершается архиереем или священником во время литургии. См. евхаристия.

ПРИЧАЩЕНИЕ АПОСТОЛОВ — cм. евхаристия.

ПРОБЕЛ (м. р.), пробелка (ж. р.) — 1. высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие божественного света (ср. ассист). В личном письме высветление называют, в отличие от пробела, охрением. 2. (только м. р.) Первый слой левкаса.

ПРОБЕЛ В ПЕРОпробел, исполняемый твореным золотом и серебром. Моделировка форм составляется из бликов (силок) и штрихов, идущих из силок попарно.

ПРОБЕЛ В ЩЕТИНКУпробел твореным золотом и серебром, состоящий из основного блика и штрихов, исходящих из блика.

ПРОБЕЛ ИНАКОПЬЮпробел, исполненный листовым (сусальным) золотом, закрепленным на поверхности живописи ассистом.

ПРОБЕЛ КРАСКОЙпробел, выполненный краской поверх роскрыша. Обычно понятие применимо к высветлению в изображении одежд, где пробел наносится в три тона. Каждый последующий пробел светлее предыдущего, что достигается добавлением белил к краске роскрыша, либо к краске тона отличного от тона роскрыша (в технике дихлоризма). Часто последний пробел состоит из одних белил.

ПРОБЕЛКА — см. пробел

ПРОГРАФО — см. προγραφο

ПРОПИСЬ — 1. нанесение белильных штрихов и линий, а также сами эти штрихи; 2. подправка красками отдельных участков первоначальной живописи при ее поновлении.

ПРОРИСЬ (прорезь) — образец, контурный рисунок, выполненный, чаще всего, на бумаге и предназначенный для переведения контуров изображения при написании иконы.

ПРОРОК (греч. προφητης) — провозвестник воли Бога, предвидящий и предсказывающий будущее.

ПРОРОЧЕСКИЙ РЯД, пророческий чин — ряд высокого иконостаса русского православного храма. Составляется из икон пророков с текстами пророчеств. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже — Богоматерь с Младенцем на престоле.

ПРОСКОМИДИЯ (от греч. προσκομιςω — приносить) — первая часть литургии — приготовление просфор и красного вина, их освящение и присуществление в Святые Дары.

ПРОСКРЕБКА — инструмент иконописца — заточенная палочка из дерева твердых пород, предназначенная для снятия лишних или неправильно проведенных краской линий, либо для "проскребания" краски до позолоченного фона по рисунку орнамента.

ПРОСФОРА (греч. приношение) — небольшой круглый хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста. В православном богослужении используется в таинстве причащения.

ПРОТОГРАФ (греч. первый + пишу, черчу) — первоисточник иконографии, древнейший извод определенной иконографической композиции — оригинал для более поздних икон-списков.

ПРОФИКАТЬ — см. фикать

ПРОХОР С ГОРОДЦА — иконописец, сотрудник Феофана Грека и Андрея Рублева при росписи Благовещенского собора московского Кремля в 1405 г. Летопись называет Прохора старцем.
Книга Литература: Троицкая летопись под 1405 г.
Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. «Индрик», 2003. - 816 с. ISBN 5-85759-213-5

Икона Богородица Психосостра. Охрид, начало XIV в.ПСИХОСОСТРА, Психосострия (греч. ψυχοσωστρα — спасительница души), Душеспасительница — эпитет многих икон Богородицы. Чаще всего относится к иконографическому типу Одигитрия.

ПТИЧКА (местн.) — переносица.

ПУРПУР (лат. purpura — пурпурная улитка), порфира — природное красящее вещество красновато-фиолетового цвета, приготовляемое из особого вида морских брюхоногих моллюсков. Одежда из ткани, окрашенной пурпуром — принадлежность монарха.

ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА — см. Одигитрия.

ПУТНАЯ ИКОНА — переносная икона небольшого размера, предназначенная для совершения молитв в пути. Ср. домовая икона.

ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК — см. воск

ПШЕНИЧНЫЙ КЛЕЙ — клей, приготовленный на основе клейковины пшеницы и других злаков. Применяется как связующее многих красок.

ПЬЕТА (итал. pieta — милосердие) — в западноевропейском изобразительном искусстве сцена оплакивание Богороматерью Христа. Может быть близка по композиции иконам Положение во гроб и Не рыдай Мене, Мати

ПЯДНИЦА — небольшая икона размером в пядь.

ПЯДЬ — русская мера длины, равная 4 вершкам (17,78 см); расстояние между большим и указательным пальцами руки.

Р

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

РАЗБЕЛКА — высветление краски добавлением белил. Разбелить — высветлить краску.

РАЗГИБЧАТАЯ ИКОНА — створчатая, складная икона; складень.

РАЗДЕЛКА — первые слои пробелов.

РАЖГИЛЬ, раушгельб (нем. rauschgelb) — см. аурипигмент.

РАЙ — эдемский сад, насажденный Богом на Востоке (Быт. II), место жизни первых людей до грехопадения; блаженное место пребывания душ праведных.

РАЙСКИЕ ВРАТА — см. Царские Врата.

РАКИ (греч.) — виноградная водка. Согласно греческим ерминиям, используется для создания лаков, при листовом золочении и т. п.

РАМА ОКЛАДА — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только поле иконы.

РАМЕНА (мн. ч., ед. ч. — рамо) — плечи.

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО — искусствоведческий термин, обозначающий разные периоды. Для западноевропейского искусства раннехристианское искусство может ограничиваться VII в. Для восточного искусства это может быть синонимом искусства Византии.

РАСКОЛЬНИКИ — именование старообрядцев официальной церковью.

РАСКРЫТИЕ (иконы) 1. в реставрации — освобождение иконы от поздних наслоений до первоначального авторского красочного слоя; 2. в иконописи — наложение основных красочных тонов по площадям иконы в ходе роскрыши.

РаспятиеРАСПЯТИЕ — изображение искупительной жертвы, крестной мученической смерти Иисуса Христа. В композициях Распятия присутствует Голгофский Крест с распятым Христом, гора Голгофа (Лобное место) с Адамовой главой в ней, орудия страстей, часто Распятию предстоят Богоматерь, Иоанн Богослов и другие очевидцы или участники событий; в сложной многофигурной композиции изображается сотник Лонгин, плачущие жены, два воина с копьем и тростью, воины, бросающие жребий; в варианте "Распятие с разбойниками" изображаются три фигуры, распятые на крестах. Различают Распятие православное (на четырех гвоздях) и католическое (на трех гвоздях, когда обе стопы Распятого соединены одним гвоздем).

РАСТВОРЦЫ (мн. ч.) — см. створцы

РАУШГЕЛЬБ, рашгиль (нем. rauschgelb) — см. аурипигмент.

Благоразумный разбойникРАХ, благоразумный разбойник — один из разбойников, распятых вместе с Христом, раскаявшийся перед Иисусом. Первый человек, попавший в рай. Персонаж иконографических композиций Распятия с разбойниками и самостоятельных икон. На иконе «Рах в раю» разбойник изображается несущим крест среди райских цветов.

РЕАЛЬГАР [реальга́р] — минерал оранжево-красного цвета, сульфид мышьяка AsS. Месторождения в Грузии, Якутии, Китае. Под действием солнечного света переходит в желтый аурипигмент.

РЕВТЬ — см. рефть

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — группа элементов, объединенных по общему признаку, в составе множества. Например сложная многочастная композиция может разделяться на горизонтальные группы-регистры, расположенные друг над другом.

РЕЗНОЙ ЛЕВКАСлевкас, обработанный углубленным рельефом (чаще всего под последующее золочение).

РЕКОНСТРУКЦИЯ (лат. reconstructio — восстановление) — восстановление по сохранившимся частям или воссоздание по документам или аналогам утраченного фрагмента произведения, либо всего произведения в целом.

РЕЛЬЕФ — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.

РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restauratio — восстановление) — восстановление, приведение к первоначальному (или близкому к первоначальному) состоянию произведения.

РЕСТАВРАТОР — специалист, занимающийся сохранением и восстановлением произведений искусства.

РЕФТЬ, ревть — краска черного или темно-серого цвета на основе елового угля и известкового молока.

ризыРИЗА — 1. верхнее облачение священника, например, фелонь; 2. изображения любых одежд на иконе; 3. часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. Иногда ризами именуют оклады икон целиком.

РИЗНИЦА — особое помещение в христианских храмах, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная утварь; обычно располагается при алтаре.

РИЗОПОЛОЖЕНИЕ — см. Положение ризы Пресвятой Богородицы

рипида с изображением херувимаРИПИДА (греч. ριπιδιον — опахало, веер) — опахало в виде металлического или деревянного круга, ромба звезды и т. д. на длинной рукояти. Символ присутствия Небесных сил при совершении таинства Причастия.

РОВИНСКИЙ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1824-1895) — российский государственный деятель, юрист, историк искусства, член-корреспондент, почетный член Петербургской Академии Наук и Академии Художеств. Собиратель и исследователь гравюры, лубка, икон. Составитель словарей русских граверов, гравированных портретов, иконописцев.
Книга Библиография:
Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903

РОДИМАЯ ИКОНА — см. мерная икона

Рождество БогородицыРОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 8 (21) сентября и установленный в воспоминание о чудесном рождении Богоматери от престарелых бесплодных родителей по Божественному обетованию. Упоминание об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах. Оно описано в т. наз. Протоевангелии Иакова, Псевдоевангелии Матфея и других апокрифических источниках. Икона Рождество Богородицы входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

Икона Рождества Иоанна ПредтечиРОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — праздник православной церкви 24 июня ст. ст. (7 июля нов. ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в честь рождества Иоанна — Крестителя и Предтечи Господня.

Икона РождестваРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 декабря (7 января) и установленный в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии (Мф I, 25, Лк XI, 6-8). С догматической точки зрения Рождество Христово — воплощение Бога-Слова в человеческом образе — центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения. Вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя. Икона Рождество Христово входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

РОЗЕТКА (от франц. rosette — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося круглого цветка.

РОЗНИЦА — икона с изображением одного святого, однофигурная икона.

Роман Сладкопевец. Фрагмент иконы Покрова БогородицыРОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. V в.) — преподобный, выдающийся гимнограф. Уроженец Сирии, был пономарем в Бейруте, диаконом в Константинополе; возможно, принял пострижение. По преданию не знал грамоты, но после явления во сне Богородицы, которая повелела ему съесть хартию, ощутил разумение книжное. После этого стал создателем особой формы богослужебного песнопения — кондака; автор около 85 (по другим сведениям — около 60) кондаков. Не смотря на то, что кондаки впоследствии были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа Сладкопевца до сих пор используются в православной церковной практике (например, кондак на Рождество Христово). Непременный персонаж иконописного сюжета "Покров Богородицы". Память 1 (14) октября.

РОСКРЫШЬ — прием в палехской школе иконописи, первоначальное равномерное распределение красок по плоскости грунта. Аналог подмалевка в академической живописи.

РОСПИСЬ — в иконописи прорисовка темными красками по роскрыши всех контуров изображения, в том числе складок одежд и прочего, с помощью тонких кистей.

РОТОНДА (итал. rotonda — круглая) — круглое в плане здание.

РОШКУЛЬ — см. кружало

РТУТНАЯ КИНОВАРЬ — яркая красная краска, широко использовавшаяся в иконописи.

Икона Андрея РублеваРУБЛЕВ АНДРЕЙ (ок. 1360 — 1428-1430) — преподобный святой, наиболее известный русский иконописец.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ, хиротония — богослужение, во время которого совершается таинство священства — поставление в священнослужители. Существуют три чина рукоположения: в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев.

РУМЯНЕЦ — 1. краска красного цвета; 2. красные оттенки в личном письме, например, на щеках и губах.

РУЧНИК — см. рушник.

РУШНИК, ручник (слав. — ручной) — камень, предназначенный для растирания красок на плите.

РЫБИЙ КЛЕЙ — см. карлук.

РЯБУШИНСКИЙ СТЕПАН ПАВЛОВИЧ (1874—1942) — российский предприниматель, банкир, представитель династии Рябушинских, собиратель икон.

РЯСА — у священников, преподобных, монахов и монахинь верхнее одеяние.

РЯСОФОР (греч. — носящий рясу), рясофорный монах — монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.

РЯСНО — 1. женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски; 2. подвески-украшения к венцу на окладе иконы.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я