Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Н

НАБУХАНИЕ — увеличение объема высокомолекулярного материала, вызванное поглощением жидкости и ее проникновением в межмолекулярное пространство. Набухание однородного материала обратимо. Неравномерное набухание различных слоев иконы может привести к необратимым повреждениям.

НАЛЕПОК — технический прием перевода контуров рисунка на левкас в иконописи, при котором прорись, снятая с иконы-образца при помощи липкой краски (например, на основе чесночного сока), прикладывалась к левкасу новой иконы, оставляя видимый рисунок. Иногда налепком именовалась и прорись, предназначенная для данной технологии.

НАДВРАТНАЯ ИКОНА, вратная икона — икона, установленная над воротами церкви, монастыря, города или дома.

НАЛОЙ — см. аналой.

НАМЕСТНАЯ ИКОНА — см. местная икона.

НАОС (греч. ναος — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, от главных входных дверей до алтаря.

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ (от др.-рус. перси — грудь) — 1. Нагрудный крест священника, носимый поверх ризы. Четвероконечный с удлиненным нижним концом. До XVIII в. наперсный крест имели право носить только епископы. С 1794 г. введен как знак отличия всякого священника и иеромонаха. 2. — нательный крест, даваемый христианину при крещении. Носится под одеждой.

НАРАСТАНИЕ — техника иконописи в одной из старообрядческих школ, при котором образ постепенно «наращивался»: сперва писался скелет, затем мускулатура, кожа, одежда, волосы и т. д.

НАРТЕКС (греч. ναρθηξ — ларец, шкатулка), притвор — входное помещение, пристраиваемое с западной части христианского храма и предназначенное для лиц, не имеющих права входить внутрь главного помещения. Встречается двойной нартекс: внешний (экзонартекс) и внутренний.

НАСЕЧКА — ритмически положенные штрихи пробелов.

НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ — произведение живописи, исполненное на поверхности кладки стены, потолка или свода здания.

НАСТИЛКА — то же, что паволока.

НАЧАЛА — см. ангелы.

Икона Не рыдай Мене МатиНЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ — иконографическая композиция, посвященная оплакиванию Христа Богородицей. Христос изображен в иконографии Царь славы, стоящим по пояс во гробе, за Ним крест, справа от Него поясное изображение скорбящей Богоматери. Название композиции основано на тексте канона утрени Великой субботы. Иногда иконография Не рыдай Мене, Мати сочетается с изображением Нерукотворного Спаса, составляя устойчивую иконографическую композицию Спас Нерукотворный-Не рыдай Мене, Мати.

НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ — см. Явление Христа Марии Магдалине.

НЕДЕЛЯ ВАИЙ — см. Вход в Иерусалим

Недреманное ОкоНЕДРЕМАННОЕ ОКО — символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Изображаются юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей.

НЕОКЛАДНЫЙ ОБРАЗ — икона без оклада.

Неопалимая КупинаНЕОПАЛИМАЯ КУПИНА [неопали́мая купина́] — 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею (Исх III, 2). 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лествицу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него в свою очередь располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды. История обретения чудотворной иконы неизвестна. Память 4 (17) сентября.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ, Нерукотворенный образ — см. Спас Нерукотворный.

Икона Богородицы Нерушимая СтенаНЕРУШИМАЯ СТЕНА — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты. Заимствован из Акафиста Богоматери (икос XII).

НЕСТОРИАНСТВО — еретическое учение, созданное в 428-431 гг. константинопольским патриархом Несторием, утверждавшим, что Христос, рожденный человеком, впоследствии воспринял Божественную природу. Учение осуждено на Эфесском соборе в 431 г. Несторианство, совместно с арианством — ереси, к которым иконоборческие богословы традиционно пытаются свести почитание икон.

Неупиваемая ЧашаНЕУПИВАЕМАЯ ЧАША — именование особого иконы Божией Матери, восходящей к иконографическому типу Оранты. Богородица изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец — стоящим в чаше. По преданию, перед иконой совершалось множество исцелений от недуга пьянства. День почитания 5 мая (ст. ст.).

НЕФ (франц. nef от греч. ναυς — корабль) — часть храма — вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн (столбов). В трехнефной базилике выделяют главный и два боковых нефа. Поперечный неф именуют трансептом.

Икона Нечаянная РадостьНЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ — икона, изображающая коленопреклоненного мужчину («человек некто») перед иконой Богородицы Оранты.

НЕЯТНАЯ (икона) — см. ятный.

НИКОЛА — см. Николай Мирликийский.

Икона Николы ЛипенскогоНИКОЛА ВЕШНИЙ — народное название дня памяти Николая Мирликийского — дня преставления 9 (22) мая, а также народное именование икон Николая Угодника без головного убора, в отличие от Николы зимнего.

Икона Николая Мирликийского ЧудотворцаНИКОЛА ЗИМНИЙ — народное название праздника перенесения мощей Николая Мирликийского, отмечаемого 6 (19) декабря, а также народное именование икон Николая Угодника в епископской митре, в отличие от Николы вешнего.

Икона Никола с избранными святыми. Новгород. Конец XII — начало XIII в.НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ, Никола, Николай Чудотворец, Николай Угодник (260(?)-343(?)) — святитель, архиепископ г. Миры в Ликии (Малая Азия). Прославился многими чудесами при жизни и после смерти. Возможно, участник I Вселенского собора. Один из наиболее почитаемых на Руси святых. Память Николая Мирликийского отмечается 6 (19) декабря и 9 (22) мая.

НИКОЛАЙ УГОДНИК- см. Николай Мирликийский.

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ- см. Николай Мирликийский.

Икона Богородица Никопея. Византия, X в.НИКОПЕЯ (греч. — победоносная) — особый иконографический тип изображения Богородицы, держащей Младенца прямо перед собой. В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. На Руси Никопеей называли также икону Богоматери, близкую по иконографии типу Знамение с Младенцем Эммануилом в круглом медальоне.

нимбНИМБ (лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображении Христа, Богоматери, святых и т. д.

НИТЬ — гибкое и прочное тело с малыми поперечными размерами, значительной длины. Пригодное для изготовления текстильных изделий, шитья, вышивки, вязания и т. д.

Один из иконографических типов Новозаветной Троицы — икона СопрестолиеНОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА — один из иконографических типов изображения Троицы: изображаются Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в образе голубя.

ноговицыНОГОВИЦЫ — часть одежды воина и мирянина, прикрывающая бедра и голень (современный аналог — брюки).

ножныНОЖНЫ — снаряжение воина, футляр для меча, ножа, кинжала, сабли и иного холодного оружия.

Ной. Фреска. Мануил Панселин. Афон. XIII в.НОЙ — Последний допотопный патриарх. Сохранил праведность среди развращенного человечества. Построил ковчег и спасся во время потопа. Стал родоначальником нового человечества. С Ноем Богом заключен завет.

НУТРОВЫЕ ПАЛАТЫ [нутро́вые] (мн. ч.) — изображение архитектурных сооружений на заднем плане иконописной композиции, данное изнутри, с отсутствующей передней стеной. В русской иконописи появляется с XVII в.

О

О Тебе радуетсяО ТЕБЕ РАДУЕТСЯ — особое песнопение, составленное в честь Богоматери. Одноименная икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею — собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т. д. Венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил.

ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН — чудесное самопроизвольное прояснение изображения на иконах.

ОБРАЗ — см. икона

ОБРАЗЕЦ — контурный рисунок для перевода на икону, то же, что прорись.

ОБРАЗНИК — иконописец.

ОБРАЗОПИСЕЦ — иконописец.

Седалище в обратной перспективеОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — см. перспектива

ОБРЕЗ — торец, боковая сторона иконы, киота, книги и т. п.

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ — праздник православной церкви, отмечаемый 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2; 21). Икона «Обрезание Господне» чрезвычайно редка.

ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — общее именование праздников православной церкви: 24 февраля ст. ст. (9 марта нов. ст.), установлен в память первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи; 25 мая ст. ст. (7 июня нов. ст.) — в честь третьего обретения.

ОБРОННЫЙ ОКЛАДоклад, выполненный из металлического листа методом чеканки (в отличие, например, от басменноого или сканного (филигранного) окладов).

ОБЪЁМ — в изобразительном искусстве иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.

Оглавный образ Христа. Икона Спас Нерукотворный, Новгород, XII в.ОГЛАВНАЯ ИКОНАикона, на которой изображена только голова персонажа (до плеч).

ОГРАДА — в иконописи стена, соединяющая здания. Является символическим и композиционным объединяющим элементом в композиции.

ОДЕСНУЮ (нареч.) — справа; см. также ошуюю

ОдигитрияОДИГИТРИЯ (греч. — путеводительница) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит название). К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Грузинская, Тихвинская, Иверская и др.

ОДР — ложе, постель.

ОЖИВКИ (мн. ч.) — см. движки. Оживать — накладывать завершающие белильные штрихи.

ОЗОРОЧКИ (мн. ч.) — зрачки глаз.

оклад иконыОКЛАД — накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя, прикрывающее отдельные части или всю поверхность живописи, кроме лица, рук и ног.

ОКОННИЦА ПАЮСНАЯ — приспособление иконописца для снятия прорисей с икон, деревянная рамка с растянутым на ней рыбьим пузырем.

ОКРУЖОК — окружность (чаще всего нимба).

ОКСИЯ, острое ударение — знак ударения в виде надстрочной запятой в церковнославянском письме. Ставится над ударной гласной в начале или середине слова. Ср. вария

ОЛИБАН (лат. olibanum из араб.) — ладан

ОЛИСЕЙ ПЕТРОВИЧ ГРЕЧИН — иконописец, по национальности, вероятно, грек (отсюда прозвище Гречин), работавший в Великом Новгороде в XII—XIII веках. Имя Олисея Гречина известно по летописям. Олисей был священником, в 1193 году претендовал на новгородское епископство. В 1973—1977 годах археологами в Новгороде в Троицком раскопе была открыта усадьба, а в её составе иконописная мастерская, принадлежавшая Олисею Петровичу. Были найдены заготовки икон, оклады, образцы красок, инвентарь художника, а также около 20 берестяных грамот из переписки Олисея. По одной из гипотез Олисей Гречин был главой артели иБожией материов, создавших фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году.

ОЛИФА, олихва (греч. αλειφα — мазь, масло), вареное масло — пленкообразующее вещество на основе растительного масла. Используется для предварительной подготовки поверхности под живопись и золочение, изготовления красок, а также для завершающего покрытия красочного слоя в процессе олифления.

ОЛИФЛЕНИЕ — завершающий процесс в иконописи, окончательное покрытие тонким слоем олифы красочного слоя для предохранения от неблагоприятных воздействий, для усиления яркости живописи и придания общности красочного тона.

ОЛИХВА — см. олифа

омофорОМОФОР (греч. — наплечник) — знак архиерейского (епископского) сана, длинная широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (т. е. ангелам) в дом Отца Небесного (Лк XV, 4-7).

ОПЕРМЕНТ — то же, что аурипигмент

ОПИСЬ — прорисовка темной (чаше всего темно-коричневой) краской черт лица, контуров головы и др. деталей.

Оплечный образ Богородицы. Греческая Андроникова икона Божией МатериОПЛЕЧНАЯ ИКОНА — икона, изображающая голову и плечи персонажа.

оплечьеОПЛЕЧЬЕ — часть одежды, прикрывающая плечи.

ОПОЯСЬЕ — белая (светлая) ткань, которой опоясываются во время крещения.

ОПУШЬ — 1. тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного цвету или позолоте иконы. 2. меховая обшивка края шапки или края одежды.

ОРАНТ (лат. — молящийся) — в иконописи персонаж, представленный в молитвенной позе.

ОрантаОРАНТА (лат. — молящаяся) — один из типов изображения Богоматери, представляющий Богоматерь без младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Начиная с IX века, Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи не сохранились. Этот образ используется в монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве, либо в составе сложных композиций, например в иконографии Вознесения или Покрова. (См. также Знамение).

ОРАРЬ (лат. — молиться) — знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и крылья ангельские.

ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов и использующийся для украшения предметов или архитектурных сооружений.

ОРТОДОКСИЯ (греч. ορθοδοξεω — иметь правильное мнение) — неизменное следование исходным принципам какого-либо учения, исключающее даже незначительные отклонения от него.

ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ — предметы крестных мук Иисуса Христа: крест, на котором был распят Спаситель, копие, которым Он был пронзен, трость с губкой, смоченной уксусом, чтобы смочить Его уста. Иногда к ним добавляются гвозди, плеть (бич), терновый венец и т. д. Изображаются в составе многих символических композиций.

ОСВЯЩЕНИЕ (свячение) ИКОН — церковный обряд призвания благодати, благословения и освящения иконы

ОСИОС ЛУКАС (греч. Οσιος Λουκας) — монастырь в Фокиде, названный в память Луки Элладского.

ОСНОВА — составная часть произведения живописи: в иконописи это доска, холст, металлическая пластина; в монументальной живописи — кладка стены, потолка, свода.

ОСОБНАЯ ИКОНА — см. собинная икона

ОСТРОУХОВ Илья Семенович (1858-1929) — российский живописец, передвижник. Собиратель русской живописи, в т. ч. икон. Коллекция иконописи переданна в Третьяковскую галерею.

ОТБОРКА — моделировка выпуклых частей лица и тела тонкими светлыми короткими линиями-штрихами. Отборка в рогожку — моделировка штрихами, положенными в сетку.

ОТВОДКА — красочная линия на границе лузги и ковчега.

ОтечествоОТЕЧЕСТВО — один из иконографических типов Новозаветной Троицы: Христос в виде отрока восседает на коленях Господа Саваофа, Святой Дух изображен в виде голубя. См. также Сопрестолие

ОТМЕТКИ — см. движки

ОТСТОЙ — осадок, получаемый в результате отстаивания взвеси. Отстаиванием получают твореное золото, серебро и порошки других металлов.

ОТТЕНОК — небольшое отличие одного цветового тона, нюанс цвета.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ, святые отцы — христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако, к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени.

ОТШЕЛЬНИК аскет, анахорет, человек, отрекшийся от жизни в мире, среди людей, удалившийся в уединенное место.

ОФЕНЯ — мелкий торговец-разносчик.

ОХРА, вохра (от греч. ωχρος — бледный)- природный пигмент, земляная краска. Цвет от желтого до красно-коричневого — в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.

ОХРЕНИЕ, вохрение — в иконописи тонко положенный слой краски охристого тона, а также совокупность слоев моделировки высветленных частей личного письма. Охрением достигается постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым путем наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил). Различают охрение плавью и в отборку.

ОШУЮЮ, ошую (нареч.) — слева; см. также одесную

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я