Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Х

ХАЛКОПРАТИЯ — ремесленный район Константинополя, известный храмом Богородицы. С халкопратийским храмом связывается один из иконографических типов Богоматери без Младенца.

ХАРИЗМА — см. благодать.

Хартия. Фрагмент иконы Сергия Радонежского.ХАРТИЯ (от греч. χαρτης — лист бумаги) — в иконописи развернутый свиток с текстом. Подразумевается, что текст, написанный на хартии в руке персонажа, направлен от этого персонажа к зрителю (молящемуся перед иконой). Тексты в хартиях представляют собой наиболее известные изречения изображаемых на иконе и приводятся в иконописных подлинниках.

Хвалите Господа с небес. Икона. Ярославль, кон. XVII в.ХВАЛИТЕ ГОСПОДА С НЕБЕС — сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.

ХВОЩ — травянистое растение, используемое для окончательной шлифовки и полировки поверхности левкаса. Выхвощить — обработать с помощью хвоща.

ХЕРУВИМЫ — см. ангелы.

ХИЛАНДАР — православный монастырь на Афоне. С Хиландаром связывают некоторые чудотворные иконы Богородицы, например, Троеручицу.

ХИНТИ — см. индиго

ХИРОТОНИЯ (греч. χειροτονια — положение рук, голосование поднятием рук) — см. рукоположение.

ХИТОН (греч. χιτων) — нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины. Стяжной хитон — означает тканый с украшениями-полосами, квадратами, с определенной «выработкой», то есть не прямой, не гладкий.

ХЛАМИДА (лат. chlamidis — плащ) — короткий прямоугольный отрезок плотной ткани, скрепляемый на плече, одежда путешественника и воина.

ХЛЕБНЫЙ МЯКИШ Размятый в руках до почти полной потери клейкости мякиш ржаного хлеба может применяться в золочении для переноса листового (сусального) золота на поверхность произведения и для снятия излишнего золота, попавшего на места, не обработанные клейким составом.

ХОЛСТЯНАЯ ЦКА — см. цка холстяная.

ХОЛУЙ о́луй] (от фин.-уг. возвышенное место на болоте) — ранее слобода, ныне поселок городского типа в Южском районе Ивановской области на реке Тезе. Первые упоминания относятся к XVI в. C XVII в. становится одним из традиционных центров иконописи. С 1930-х гг. иконопись вытеснена лаковой миниатюрой.

ХоругвьХОРУГВЬ (монгол. orongo — знак, знамя) — 1. воинское знамя; 2. священное церковное знамя, которое вместе с крестом и иконами несут участники крестного хода.

ХРАМ (др.-рус. хоромы — дом, строение) — дом молитвы, специальное здание для отправления богослужения. Главный храм епархии, города называют собором, в нем служит местный архиерей. Православный храм делится на три основные части: притвор, собственно храм и алтарь, отделенный иконостасом.

ХРАМОВАЯ ИКОНА — 1. икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма. В иконостасе обычно расположена в местном ряде, вторая справа от Царских Врат, после иконы Христа; 2. в противоположность домовой моленной иконы, икона, предназначенная для размещения в храме.

ХРЕБЕТ — боковая сторона (торец) иконной доски.

ХРИСТОС — см. Иисус Христос

ХРОМОВАЯ ЗЕЛЕНАЯ — неяркая краска зеленого цвета, окись хрома.
Ц

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ — эпитет Богородицы. В восточной иконописной традиции наиболее полно раскрывается в композиции Предста Царица одесную Тебе, в западной — в теме коронования Богоматери.

Царские ВратаЦАРСКИЕ ВРАТА — двустворчатая резная дверь в центральной части иконостаса православного храма, через которую во время божественной литургии выносятся Святые Дары. На Царских Вратах обычно располагаются изображения Благовещения (вверху) и четырех евангелистов. Вместо евангелистов могут изображаться Василий Великий и Иоанн Златоуст.

ЦАРЬ СЛАВЫ — иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.

ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем

икона Предста ЦарицаЦАРЬ ЦАРЕЙАРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ — смешанный тип изображения Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Первосвященника.

икона Царь Царем. Муром. А. И. Казанцев. 1690.ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих" (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии "Архиерей Великий — Царь Царей".

ЦАРЬГРАД — см. Константинополь

ЦАТА а́та] (др.-рус. цята от лат. centus — мелкая монета) — металлическое украшение в форме перевернутого полумесяца, прикрепляемое обычно своими краями к нижним концам венца на окладе иконы и прикрывающее грудь персонажа.

ЦВЕЧЕНИЕ золота и серебра — художественный прием в иконописи, аналог глассировки в живописи: покрытие золоченой или посеребреной поверхности прозрачной краской, для придания желаемого оттенка. Краски для цвечения обычно замешивались на живице, разбавляемой скипидаром.

Целитель Пантелеимон. Икона. Афон, Конец XIII в.ЦЕЛИТЕЛЬ — человек, обладающий даром исцеления от болезней. В иконописи могут изображаться с атрибутами: коробкой (ящичек с лекарствами) и лжицей (ложечкой).

ЦИАН — см. киан

ЦИНГЯРИ — то же, что ярь веницейская

ЦИНКОВЫЕ БЕЛИЛА — краска чистого белого цвета, окись цинка.

ЦИНКОВЫЕ ЖЕЛТЫЕ — краска желто-зеленого оттенка на основе сложных хромовокислых солей цинка.

ЦИРОВКА (от нем. zieren — украшать) — инструмент иконописца, затупленная игла, употребляемая для соскабливания краски, положенной по позолоченной поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента.

ЦОКОЛЬ (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте.

ЦКА, дцка (от слав. доска) то же, что доска. Цка холстяная — кусок полотна, покрытый (чаще всего с обеих сторон) левкасом, на котором пишется икона (ср. доска).

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я