Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Д

ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique — мантия) — узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшается оплечьем, передником и подольником. В далматике изображают архангелов и царственных особ.

ДАММАРА, даммарная смола (от малайск. damar — смола) — смола некоторых деревьев Малайского архипелага. Используется для приготовления светостойких лаков, которые при необходимости сравнительно легко смываются. В реставрации икон даммара также применяется для составления воско-даммарной мастики. Неразбавленный даммарный лак может применяться в качестве клеевой основы под листовое золочение.

ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ (до 1360 — ок. 1428-1430) — иконописец, монах, современник (скорее всего старший) и сотрудник Андрея Рублева. Прозвище «Черный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (кон. XVII — нач. XVIII вв.), в более ранних источниках называется просто Даниилом. Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублевым Богородичного (т. е. Успенского) собора во Владимире, причем Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублева. Погребен, скорее всего, в Спасо-Андрониковом монастыре.
Книга Литература: Троицкая летопись под 1408 г.
«Духовная грамота» Иосифа Волоцкого, 1507 г, Слово 10
«Сказание о святых иконописцах» (кон. XVII — нач. XVIII вв.)
Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. "Индрик", 2003. - 816 с. ISBN 5-85759-213-5

ДАРОНОСИЦА — один из малых священных сосудов, переносная дарохранительница — ковчежец, небольшой ящичек для хранения запасных Святых Даров и служащий для принесения Святых Даров в дома больных и умирающих. В иконописи дароносица — атрибут диаконов.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — священный церковный сосуд, небольшой металлический ковчег для хранения реликвий; часто в форме храма. В церкви располагается на престоле.

ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ — см. колена Израиля

ДВИЖКИ, оживки, отметки (мн. ч.) — белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме. Могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п.

ДВОЙНИК — лист сусального золота из двух металлов, чаще всего, позолоченное серебро.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ (дванадесятые) ПРАЗДНИКИ — двенадцать основных праздников, установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение , Сретение , Преображение и Успение Богородицы и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим , Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов (Троица) . Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного иконостаса русского православного храма.

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ — см. ангелы.

ДЕИСИС — см. деисус.

деисусДЕИСУС, деисис (греч. δεησις — моление, прошение) — икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса. Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы.

ДЕИСУСНЫЙ РЯД, деисусный чин — второй ряд высокого иконостаса русского православного храма. Развился из деисусной композиции. В центре изображается Иисус Христос; к Нему в молитвенных позах обращены Богородица, Иоанн Креститель, апостолы, архангелы, св. отцы, мученики и т. д.

ДЕКОР (от лат. decorare — украшать) — дополнительные элементы в живописных композиционных сюжетах: архитектурные и пейзажные элементы, орнаментальные росписи, рельефы и т. п.

ДЕРЕВО ИКОННОЕ — то же, что иконная доска.

ДЕРЕВЩИК — специалист в обработке дерева, столяр. Иконописцы обычно заказывали иконные доски деревщикам.

ДЕРЖАВА — символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине.

ДЕСНИЦА — правая рука.

Десница Божия. Фрагмент иконы Чудо Георгия о змие, Новгород, кон. XIV - нач. XV вв.ДЕСНИЦА БОЖИЯ — знак Божественного присутствия, символ покровительства праведным. Во многих иконографических композициях Десница Божия указует центральным персонажам из небесного сегмента. В сюжете Страшный Суд в Деснице заключены праведные души в виде детей.

ДЕСНЫЙ (слав.) — правый; см. также шуий

Диадема. Фрагмент иконы великомученицы Варвары, Углич, XIV в.ДИАДЕМА, диадима (греч. διαδημα — головная повязка) — головное украшение в виде венца, символ царского достоинства.

ДИАКОН, дьякон (греч. διακονος — служитель) — лицо, помогающее священнослужителям при совершении церковных таинств, но само не совершающее их.

ДИАКОННИК — помещение в южной части алтаря, где хранятся священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты и т. д.

ДИКИРИЙ (греч. δικηριον — двухсвечник) — ручной светильник, подсвечник для двух длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует свет Христа, познаваемого в двух ипостасях — Божественной и человеческой. В иконописи с дикирием изображают иереев. См. также трикирий.

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 — 1502) — ведущий московский иБожией матери конца XV — начала XVI вв.

ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ — см. Глушицкий Дионисий

ДИПТИХ (греч. διπτυχον — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или металла, покрытые изнутри воском и употребляемые для различных записей. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборчества священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих (складень), сохраняющий свою форму до настоящего времени. В искусствоведении диптих — два произведения искусства, объединенные общим замыслом.

ДИСКОС — богослужебный сосуд в виде небольшого круглого блюда с плоскими широкими краями.

ДИХЛОРИЗМ (от греч. — двуцветие) — один из приемов исполнения пробела красками: в два цвета, один в цвет основного роскрыша, второй — контрастного, противоположного цвета.

ДИЧЬ — краска серо-голубого цвета.

ДЛАНЬ — ладонь.

ДОБРОЧАДИЕ — четырехчастная икона, составленная из композиций, изображающих рождества: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово, Рождество Николы Чудотворца. Описана в рассказе Николая Лескова «Запечатленный Ангел», после чего получила значительную популярность.
см. Н. С. Лесков. "Запечатленный ангел".

Пастырь Добрый, современная греческая иконаДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ — одно из символических именований Христа, заимствованное из Св. Писания (Ис LX, 11, Ин X, 11). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче — с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7). В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие.

ДОГМА (греч. — мнение, учение, постановление) — положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

ДОЛИЧНИК иконописец, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме личного письма.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в иконописи — приемы изображения одежд и прочих элементов иконы, кроме лиц и открытых участков тела. Ср. личное письмо.

ДОМОВАЯ ИКОНА — икона, предназначенная для домашней молитвы в отличие от с одной стороны путных, с другой — храмовых икон. Ср. моленная икона

ДОНАТОР (лат. donator — даритель) — в искусстве изображение строителя храма (то же, что ктитор) или заказчика произведения искусства.

доска иконнаяДОСКА, дска, дцка, цка — деревянная основа под икону. Часто представляет собой сборный из нескольких частей щит (двучастная, трехчастная доска и т. д.), в котором части склеены между собой и дополнительно соединены шпонками с тыльной стороны или с торцов. С лицевой стороны часто делается плоское углубление — ковчег, обрамленный выступом поля. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. До покрытия грунтом (левкасом) поверхность доски проклеивается животным клеем, на места стыка составных частей, плоскости, прилегающие к торцам, сучки и прочие дефекты доски (либо на всю доску) наклеивается ткань — паволока.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ — 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, одна из самых распространенных Богородичных молитв. Икона, иллюстрирующая это песнопение, разделяется обычно на четыре клейма (в соответствии с четырьмя стихами) и представляет Богоматерь в окружении прославляющих ее пророков, апостолов, отцов церкви и т. д., а также на одном из клейм — в окружении девяти чинов ангельского воинства. 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с которой связано чудесное обретение песнопения «Достойно есть». Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы Маюмского, после того, как архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Икона, перед которой молился инок, получила наименование «Достойно есть». На ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком — по пояс, а вокруг — летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память иконы 11 (24) июня.

ДРАКОН — одно из апокалиптических чудовищ. Изображается в сюжетах, связанных со Страшным Судом.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — средневековое русское искусство. Часто искусствоведы и историки определяют конкретные временные границы древнерусского искусства: с 862 г. по 1696 г.

Древо государстваДРЕВО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (похвала Владимирской иконе Божией Матери) — икона, написанная Симоном Ушаковым в 1667 г., на которой в медальонах на ветвях дерева изображены святые и князья, возносящие похвалу Божьей Матери.

ДРЕВО ИЕССЕЕВО — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева. (Ис XI, 1-5). Полностью родословие Иисуса приведено в Евангелиях от Матфея (Мф I, 1-17) и Луки (Лк III, 23-38). Икона Древо Иессеево представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.

ДРЕВЦО — древесина красильных деревьев, а также краска из нее.

ДРУЖИНА ИКОНОПИСЦЕВ — объединение художников-иконописцев и вспомогательных специалистов (левкащиков, золотчиков, краскотеров и т. д.) для выполнения крупного заказа.

ДСКА — см. доска

ДУХОВЕНСТВО — священнослужители. Различается белое и черное (монашествующее) духовенство.

ДУШЕСПАСИТЕЛЬНИЦА — см. Психосостра

ДЦКА — см. доска

ДЩЕРЬ — дочь

ДЬЯК ВИСКОВАТЫЙ — см. Висковатый Иван Михайлович

Е

ЕваЕВА — см. Адам и Ева

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. ευαγγελιον — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения. Наряду с каноническими известны также и апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелие от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.

ЕВАНГЕЛИСТ — один из авторов канонических Евангелий: св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн. См. также символы евангелистов

ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА — см. Лука

ЕВЛОГИЯ (греч. — благословенная) — памятный предмет, привозимый паломниками из святых мест.

ЕВТИХИЕВ ФЕДОР — см. Зубов Федор Евтихиев

Евхаристия (причащение апостолов). Надвратная сень.ЕВХАРИСТИЯ (греч. ευχαριστια — благодарение), причащение — в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются ко Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино (Святые Дары), символизирующие Его тело и кровь. Евхаристия совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками и прообразует крестную жертву Спасителя. Изображение евхаристии (причащения апостолов) часто входит в программу росписи православного храма. Одно из типичных мест размещения сюжета евхаристии — в иконостасе над Царскими вратами. Часто композиция причащения апостолов состоит из двух симметричных сцен: преподание хлеба и преподание вина.

ЕДЕССА — см. Эдесса

ЕКТЕНИЯ (греч. εκτενεια — усердие, рвение) — молитвенные прошения, произносимые диаконом или священником при богослужении от имени верующих.

ЕЛЕЙ — растительное, чаще оливковое масло.

ЕЛЕЙНИК — местное наименование лампады перед иконами.

ЕлеонЕЛЕОН — гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные и новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались дом Лазаря и Гефсиманский сад. С нее спускался Христос во время Входа в Иерусалим, там произошло Вознесение Господне.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование — таинство Православной Церкви, совершаемое несколькими (согласно требнику, семью) священниками (по нужде и одним), над больными и умирающими с помазыванием больного елеем.

ЕЛЕУСА (греч. — милостивая) — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери (см. Гликофилуса)

ЕМАТИТ (от греч. кровь) — минерал гематит, тонкий порошок которого применяется для полирования левкаса, а также в качестве пигмента в составе красок.

ЕММАНУИЛ — см. Эммануил

ЕНТАРЬ — см. янтарь

ЕПАРХИЯ (греч. επαρχια — область, провинция) — церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов.

ЕПИСКОП (греч. επισκοπος — надзиратель, блюститель) — высший иерарх во многих церквах.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. επιτραχηλιον — нашейник) — знак священного сана, одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами.

ЕРМИНИЯ (греч. ερμηνεια — разъяснение, истолкование) — особый род наставления по иконописи. В отличие от иконописных подлинников, в ерминиях, обычно, внимание уделяется не только иконографии, но и технологии иконописи, а также богословию иконы. Наиболее известна греческая Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (Дионисия из Фурны) XVII в.

ЕРОК, ерик (уменьшит. от «еръ» — названия буквы «Ъ») — в церковнославянском письме надстрочный знак, замещающий букву «Ъ» (еръ) после предлогов или приставок, оканчивающихся на некоторые согласные буквы.

ЕФОД — см. эфод

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я