Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Ч

часовняЧАСОВНЯ — малая церковь без алтаря, сооруженная в честь и память определенного события, возведенная у святых или памятных мест или над склепом усыпальницы.

чаркаЧАРКА — небольшой сосуд для питья.

ЧАША — сосуд, по размерам меньше купели, но больше чарки с округлым дном на ножке (поддоне). Чашу для причастия называют потиром.

ЧЕКАН — инструмент чеканщика, стальной пестик, одному концу которого (ударному) придана форма шарика, прямоугольника и т. п., иногда ударный конец покрыт мелкими шипами либо на нем выгравирован рисунок. Служит для обработки поверхности позолоченного левкаса (например, придания зернистой матовой фактуры) или металлических окладов икон.

ЧЕКАНКА — способ получения рельефных изображений на тонких металлических листах путем выколотки.

ЧЕПЕЦ — женский головной убор, прикрывающий волосы.

ЧЕРВЛЁНЫЙ — окрашенный в ярко-красный цвет.

ЧЕРВЛЕНЬ — см. черлень

ЧЕРЛЕНЬ, червлень, чернь — групповое название красок красного цвета, чаще всего красно-вишневая минеральная краска на основе окиси железа с примесью каолина.

ЧЕРЛЕНЬ ЧЕРВЦОВАЯ — ярко-красная органическая краска, получаемая из червца — насекомого, поражающего травянистые растения.

ЧЕРМНЫЙ, черемный — красный; рыжий

ЧЕРНЕЦмонах

ЧЕРНИЛО (мн. ч. — чернила) — групповое именование красок черного цвета, чаще на основе сажи.

ЧЕРНИЛЬ — краска темно-коричневого, с красноватым оттенком цвета, жженая охра с сажей.

ЧЁРНЫЙ ДАНИИЛ — см. Даниил Черный

ЧЕРНЫШКИ (мн. ч.) — зрачки глаз.

ЧЕРНЬ — 1. способ декоративной отделки металлических изделий: заполнение орнаментальных углублений специальным "черневым" сплавом из меди, серебра, свинца, серы и др.; 2. то же, что черлень

ЧЕРТИЦА — небольшая линия рисунка.

ЧЕСНОЧНЫЙ СОК (чесночное зелье) — сок, отжимаемый из измельченных долек чеснока и служащий клеящим веществом для наложения листов сусального золота и серебра или как основа некоторых красок.

Четверик, церковь Покрова на НерлиЧЕТВЕРИК — основная четырехугольная в плане часть храма, как архитектурного сооружения, кубообразный объем.

ЧЕТЬИ МИНЕИ (мн. ч.) (слав. чтения + минеи) — см. минеи

ЧИН — 1. установленный порядок чего-либо; 2. каждый из рядов (ярусов) иконостаса, кроме местного.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ИКОНосвящение икон

ЧРЕСЛА — бедра, поясничная часть тела.

ЧУВАН, чюван — древесина красильного дерева (сандала), из которой получают красную краску.

ЧУДО — событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной.

ЧУДОТВОРЕЦ — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения.

Ш

ШАБЛОН (нем. Schablone — образец) — пластина с вырезами, повторяющими форму и размеры изображения.

ШАПКА — мужской головной убор.

ШАР — м. р. от шара.

ШАРА, шар — 1. краска; 2. цвет

ШАРЛАТ [шарла́т], шарлах, скарлат, скорлат (от лат. scarlatum через польск. szkarlat) — 1. ярко-красный или ярко-пурпурный цвет 2. краска того же цвета 3. дорогая пурпурная ткань

ШАРЛАХ [скорла́х] — см. шарлат

ШАРНИЦАпалитра, пластина для смешивания красок.

ШАРОТА — краска.

ШАТА — в южных и западных областях наименование оклада иконы, ризы.

четверикШАТЁР (тюркск. — палатка, заслон) — 1. походное сооружение в виде пирамидальной палатки; 2. Завершение архитектурных сооружений в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

ШАФРАН — растительная краска золотого оттенка из крокуса (шафрана).

ШВАЙНФУРТСКАЯ ЗЕЛЕНЬ — зеленая краска на основе мышьяковистоуксусной меди.

ШЕЛЛАК — продукт, выделяемый лаковыми червями, паразитирующими на индийской смоковнице, служащий для приготовления лаков, используемых иконописцами для покрытия законченного произведения, либо при реставрации.

шестодневШЕСТОДНЕВ — особый жанр византийской и древнерусской литературы, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира. Икона Шестоднев существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно Шестодневу Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи, среда — Благовещение, четверг — Омовение ног, пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции Шестоднев могут объединяться в одной иконе.

барабан церкви РизоположенияШЕЯ — в храмовой архитектуре цилиндрическое основание главы — купола; то же, что барабан.

ШИП — выступ на одной детали, входящий в паз на другой детали при их соединении. В деревянном зодчестве разновидность шипа называют скантом. Для скрепления досок иконы шипы в зависимости от формы называют карасиками и ласточками.

ШИТЫЙ ОКЛАДоклад иконы, выполненный в технике шитья. Обычно закрывал собой изображение одежд (ризы), либо все доличное письмо.

ШИФЕРВЕЙС — свинцовые белила.

ШИШГЕЛЬ (от нем. schütgelb — крушина) — органическая краска: сок крушины или березового листа, осажденный на минеральную основу.

ШКОЛА — группа произведений, связанных общностью стилистических признаков и технологических приемов. Считается, что в иконописи отсутствует понятие стиля, свойственное для изобразительного искусства. Наиболее часто выделяются:

  • владимиро-суздальская школа иконописи (возникла в XII в.)
  • московская (сложилась к XIV в.)
  • новгородская (сложилась ко 2-й пол. XII в.)
  • псковская (достигла расцвета в XIV-XV вв.)
  • строгановская (появилась в конце XVI в.)
  • тверская (сложилась в конце XIII в.)
  • ярославская (появилась в нач. XVI в.)
и др. В пределах каждой школы могут выделяться отдельные направления, иногда называемые «письма». Иконописные школы (и более мелкие стилистические направления) могли называться «пошибами».

ШЛИФОВАНИЕ (от польск. szlifowac) — абразивная обработка поверхности, позволяющая добиться малой шероховатости.

ШМЕЛТЬ (от смальта) — краска синего цвета, стекло, окрашенное окисью кобальта.

ШПАТЕЛЬ (нем. spatel — лопатка) — деревянная, костяная или металлическая лопаточка, служащая для разравнивания поверхности грунта, собирания растертых красок и т. п.

ШПОНКА [шпонка] (польск. szponka от нем. Spon — щепка, клин) — узкий брусок дерева, сплачивающий (скрепляющий) сзади несколько отдельных досок воедино, и (или) служащий для предохранения доски от деформации.

ШТИЛИСТОВАЯ (икона) — размером в шесть вершков (около 27 см).

ШТЫЛЕК — деревянный черенок кисти и прочих инструментов художника.

ШУБА — мужская и женская верхняя одежда с длинными рукавами и широким меховым воротом.

ШУИЙ (слав.) — левый; см. также десный

ШУЙЦА (слав.) — левая рука

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я