Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

А

Аарон, фрагмент иконы Богородицы Одигитрии, Болгария, XVI в.ААРОН [ааро́н] — ветхозаветный первосвященник, брат Моисея. Упоминается в Пятикнижии Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были определены на особое священнослужение и посвящены Моисеем (Лев VIII). Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на святая святых, расцвел только его жезл (Числ XVII). Ветхозаветный прообраз первосвященника-Христа (см. Архиерей Великий).

АБРИС [а́брис] (нем. abriß — очерк, чертеж) — 1. искусствоведческий термин: линейный контурный рисунок вспомогательного характера; 2. то же, что контур.

апсидаАБСИДА, апсида [апси́да] (греч. — свод от αψιδοω — прикреплять вокруг) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В христианском храме абсида — алтарный выступ на восточном фасаде.

АВВА [а́вва] (арамейск. — отец) — 1. молитвенное обращение к Богу-Отцу; 2. обращение к духовному отцу в монашеской традиции.

Аввакум, современная старообрядческая иконаАВВАКУМ [авваку́м] и [авва́кум] (у старообрядцев), Аввакум Петров, Аввакум Петрович Кондратьев (1620(?)-1682) — протопоп, идеолог старообрядчества. Резко выступал против церковной реформы патриарха Никона, сослан в Сибирь, лишен сана, предан анафеме. После многолетнего заключения сожжен в срубе «за великия на царский дом хулы». Почитается старообрядцами святым в лике священномученика. Был противником западных влияний в иконописи.

АВГАР — см. Авгарь.

Авгарь получает нерукотворный образ Господа. Энкаустическая икона. Синай. После 944 г.АВГАРЬ (Авгар) V Уккама, Авгар бар Ману (то есть сын Ману) — царь (князь) города-государства Эдесса в Малой Азии. В сирийских источниках с IV в. прослеживаются апокрифические легенды о переписке Авгаря со Христом. Болея неизлечимой болезнью (черной проказой), Авгарь услышал о проповедях Христа в Палестине, уверовал в Него, приглашал к себе в город. Для Авгаря по легенде была сотворена первая икона — Нерукотворный образ Спасителя. Желая увидеть образ Христа, Авгарь послал художника для написания Его портрета. Художник не мог выполнить задание, Иисус же, видя это, отер Свое лицо убрусом (платом), на котором проступил образ. Икона была доставлена в Эдессу, от нее Авгарь получил исцеление. К Авгарю был направлен апостол от семидесяти Фаддей (Аддай).

Авель, фреска письма Феофана Грека. Новгород.АВЕЛЬ [а́вель] (евр., возможно, от аккад. aplu — сын) — второй сын прародителей человечества Адама и Евы, первый мученик. Праведный пастух, убитый своим братом-земледельцем Каином из зависти: жертва Каина Богом была отвергнута, жертва Авеля принята. Авель считается ветхозаветным прообразом Иисуса Христа — пастыря, принесшего праведную жертву и принявшего смерть.

АВКСЕНТИЙ ХАЛКИДОНСКИЙ (Халкидский), исповедник (ум. ок. 816) — преподобный святой, сподвижник епископа Космы, пострадавший с ним в Халкидоне за иконопочитание во время иконоборческих гонений в правление Льва Армянина. Память 18 апреля (1 мая нов. ст.).

Авраам. Икона из иконостаса. Сер. XVII в.АВРААМ [авраа́м] — ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом (Быт XI-XXVI). Важнейшие эпизоды священной истории, связанные с Авраамом — явление трех ангелов в Содоме (см. Троица) и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз новозаветной жертвы Христа. Лоно авраамово — 1. иносказательное выражение, употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного блаженства (Лк XVI, 22-23);. 2. в живописи — один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков, восседающие на тронах.

Авраамово лоно. Сюжет верхнего регистра двери в жертвенник подмосковного села Семеновское. Конец XVI - начало XVII в.АВРААМОВО ЛОНО [авраа́мово ло́но], Авраамово недро — см. Авраам.

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ [авраа́мий смоле́нский], преподобный (?-до 1224 г.) — русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище близ Смоленска. Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св. Игнатия. По преданию был иконописцем. Житие Авраамия известно по спискам XVI-XVII веков. Память 21 августа (3 сентября).

АВРЕПИГМЕНТ — см. аурипигмент.

АВРИПИГМЕНТ — см. аурипигмент.

АВТОКЕФАЛИЯ [автокефа́лия] (от греч. αυτο — сам, κεφαλια — голова) — самоуправление, административная независимость православной Церкви. В 1448 г. собор епископов поставил митрополитом Московским и всея Руси Иону, положив этим начало автокефалии Русской Православной Церкви. В настоящее время существует 15 автокефальных церквей. Их список по традиции дается с учетом времени получения автокефалии: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.

АВТОНОМИЯ [автоно́мия] церковная — независимость православной церкви в вопросах внутреннего управления, предоставляемая той или иной автокефальной церковью, в состав которой данная церковь входила на правах экзархата или епархии. В настоящее время имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (под юрисдикцией Иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция Константинопольского патриарха), Японская (с 1970 г. юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

АГАРЯНЕ (мн. ч.) — потомки Исмаила, сына Агари, наложницы Авраама. Чаще всего под агарянами иносказательно понимаются мусульмане.

АГИА — см. агиос

АГИАСМА [агиа́сма] (ж. р.) (от греч. αγιασμα — святыня) — вода, освященная накануне Богоявления.

АГИОГРАФИЯ [агиогра́фия] (греч. — описание святых) — раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также, литературного, исторического, археологического и народно-культового материала, связанного с ними.

АГИОЛОГИЯ [агиоло́гия] — раздел богословия, изучающий жития святых.

Агиос Петр. Надпись на иконе апостола Петра, Новгород. XIV в.АГИОС (м. р.), агиа (ж. р.) (греч. αγιος — святой) — надписание (по-гречески или в русской транскрипции) на иконах святых; то же, что святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака с простановкой титла. Начиная с XIV в. в русской иконописи появляются переводные надписания «святый» в вариантах сокращения «сты», «сти», «ст» или «св». Как начальный текст непрестанного ангельского славословия во имя Святой Троицы, троекратное повторения слова «агиос» может встречаться в изображениях ангелов.

Икона Богородицы Агиосоритисса. Византия, кон. XIV в.АГИОСОРИТИССА (от греч. святая рака) — именование иконы Божией Матери, связанной с Халкопратийским храмом Богородицы в Константинополе. Богоматерь изображена без Младенца, вполоборота, с воздетыми в молитвенном заступничестве руками. Иконография восходит к иконе Богоматери в составе деисусной композиции.

АГЛИНСКИЙ (прил.) — английский

АГНЕЦ [а́гнец] (лат. — ягненок) — 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении праздника Пасхи. 2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной жертвы за людские грехи. 3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии и преобразуется затем в тело Христово.

АГРАФ [агра́ф], фибула — застежка-украшение на одежде, запона.

АГРАФЫ (греч. αγραφος — неписанное, устное) — слова и изречения Иисуса Христа, не вошедшие в канонические Евангелия.

Ад.Фрагмент иконы Воскресение-Сошествие во ад. Новгород, XV в.АД (греч. αδης) — место, в котором до Страшного Суда пребывают грешники, отчужденные от лицезрения Бога и распространяемого Им света и блаженства. Изображения ада входит в состав иконографических композиций Воскресение-Сошествие во ад , Страшный Суд и др.

Адам и ЕваАДАМ И ЕВА — первые люди, праотец и праматерь рода человеческого. Адам был создан по образу и подобию Господа из праха земного, Ева сотворена из ребра Адама. По наущению Змея Ева уговорила Адама отведать запретный плод с древа познания добра и зла, чем навлекла проклятие на весь род человеческий. Адам и Ева были изгнаны Богом из рая. Известно большое количество иконографических сюжетов с участием Адама и Евы.

АДАМАНТ [адама́нт] — 1. алмаз, бриллиант; 2. драгоценный камень. В переносном смысле — эпитет, присваиваемый твердому в чем-либо человеку, например, «адамант веры».

Адамова главаАДАМОВА ГОЛОВА, Адамова глава — изображение черепа первого человека Адама (иногда с размещенными под ним двумя перекрещенными костями) у подножия Голгофского креста в композиции Распятия .

АДОПИСНЫЕ ИКОНЫ (от ад и писа́ть) — иконы с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался черт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Эпизод с подобной иконой зафиксирован в житии Василия Блаженного, но сравнительно широкое распространение адописные иконы получили в XIX в. в крестьянской среде. Слухи связывали появление подобных икон с некой иконоборческой сектой, штундистами, старообрядцами и т. д., но, скорее всего, имел место обман продавцами икон покупателей.
Книга Литература: Лесков Николай Семенович «Об адописных иконах»: «Русский мир» №192. 24 июля 1873

АДОРАНТ (лат.) — персонаж, изображаемый в позе прошения, моления. См. также адорация

адорацияАДОРАЦИЯ [адора́ция] (лат. adoration — моление) — жест, означающий молитвенное обращение к Богу: фронтально раскрытые ладони в иконографии Богоматери Оранты , мучеников и преподобных. У Оранты ладони на уровне плеч, у мучеников и преподобных — на уровне груди. Иногда фронтально раскрыта ладонь левой руки на уровни груди, в правой руке изображен крест или иной атрибут.

АЗ (личн. метоимен.) — я.

АЗУРИТ [азури́т] — краска темно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась «армением». В России использовалась в темперной и клеевой живописи под общим именованием «голубец».

АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ — высшее церковное учебное заведение, готовящее богословов, преподавателей теологических дисциплин духовных учебных заведений и специалистов для церковно-практической деятельности.

АКАФИСТ [ака́фист] (греч. ακαφιστος — несидящий) — особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых. Состоит из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов) сообразно числу букв греческого алфавита. Акафист принято слушать стоя (в современной церковной практике — стоя на коленях).

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ — хвалебное песнопение в честь Богородицы. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (ко времени осады Константинополя персами и аварами). Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем и в России.

АКВАРЕЛЬ [акваре́ль] (не [рэ]) (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода) — водорастворимые краски, одно из основных качеств которых — прозрачность, а также живопись этими красками. Акварель используется в живописи по бумажной основе и для лессировки.

АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАКлак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации дляпокрытия масляной живописи и желтковой темперы.

АКРИТ (греч.) — византийский воин-пограничник, живущий на границе государства и охраняющий его от внешних врагов.

АКСАМИТ [аксами́т] (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — плотная ворсистая ткань из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающая бархат.

АКСЕССУАР [аксессуа ́р] (франц. accessoire — дополнительный) — в изобразительном искусстве предмет второстепенного значения, дополняющий центральный образ и служащий элементом замысла произведения в целом.

алавастрАЛАВАСТР [алава́стр] (греч. αλαβαστρος) — узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых (Параскевы-Пятницы и др.)

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — поместная автокефальная церковь. С IX в. находилась в юрисдикции Болгарского патриарха, с XVIII в. подчинялась Константинопольской церкви. Объявлена автокефальной с получением Албанией независимости в 1922 г.
Сайт Албанской Православной Церкви см. в интернете: http://www.orthodoxalbania.org/ внешняя ссылка

АЛЕБАСТР [алеба́стр], лебастр (греч. αλαβαστρος) — минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса, CaSO4·2H2O.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Во II в. в Египте уже была епископская кафедра, позднее сформировалась самостоятельная церковь. В V в. от Александрийской церкви откололись монофизиты (копты). В начале XVI в. после завоевания Египта турками-османами приходит в упадок и переходит под юрисдикцию Константинопольского патриарха. Ныне церковь самостоятельна. Под ее юрисдикцией вся территория Африки. Церковь имеет 1 архиепископию и 13 митрополий.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — монастырь, основанный указом Петра I в Петербурге в 1710 г. на месте, где, по преданию, князь Александр Невский одержал победу над шведами. В 1724 г. в него перенесены мощи Александра Невского. С 1742 г. — резиденция Петербургского митрополита, являющегося его настоятелем. Ранг лавры присвоен в 1797 г. Закрыта в 1917 г. C 25 ноября 1994 года — действующий монастытрь Санкт-Петербургской епархии.
Сайт Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры см. в интернете: http://www.lavra.spb.ru/ внешняя ссылка

Алексей - Божий человекАЛЕКСЕЙ, человек Божий — один из самых популярных в Византии и на Руси святых, римлянин по происхождению. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Память 17 (30) марта.

Митрополит Алексий с житием, икона. Дионисий. 1480-е гг.АЛЕКСИЙ [алекси́й], митрополит — русский святой, чудотворец. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. Епископ владимирский, митрополит с 1354 года. Основатель четырех монастырей: Чудова, Спас-Андронниковского, Алексиевского и Симеонова. Погребен в кремлевском Чудовом монастыре. Память отмечается трижды: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня) — обретение мощей и 5 (18) сентября — совместно со святителями московскими Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном.

АЛИМПИЙ — см. Алипий

Св. преподобный Алипий Печерский иконописецАЛИПИЙ (Алимпий) Печерский (?-1114 г.) — преподобный святой, первый русский иконописец.

АЛЛАПРИМА (итал. alla prima — за один проход) — прием, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою.

АЛЛЕГОРИЯ [аллего́рия] (греч. — иносказание) — изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. В отличие от многозначного символа, смысл аллегории однозначен и отделен от образа. Связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности.

АЛЛИЛУЙЯ [аллилу́йя] (евр. — хвалите Бога) — припев в христианском церковном богослужении. В православном богослужении «алилуйя» произносится троекратно, как символическое обращение ко всем лицам Троицы. У старообрядцев поется т. н. «сугубая» (двойная) аллилуйя, третья хвала произносится по-русски «слава Тебе, Боже».

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА — невысокая стенка или колоннада, отделяющая алтарную часть от остального пространства христианского храма. Появляется не позже IV в. Из алтарной преграды исторически развивается иконостас православного храма.

АЛТАРЬ [алта́рь] (лат. altare — высокий) — 1. жертвенник, место жертвоприношения. В христианском богослужении — столы («престолы») для совершения таинства. 2. Восточная часть христианского храма, отделенная в православном храме от остального помещения иконостасом. В алтаре находится престол для освящения даров. У северной стены стоит жертвенник — стол, на котором готовятся хлеб и вино для причащения.

АЛТАРЬ РАЗГИБЧАТЫЙ — см. алтарь створчатый.

АЛТАРЬ СТВОРЧАТЫЙ — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон.

АЛЬСЕККО [альсэ́кко] — см. секко.

АМВОН [амво́н] (греч. αμβων от αναβαινω — восходить) — часть солеи, возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос и тот камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мф XXVII, 5-8, Мк XIV, 1-8, Лк XXIV, 1-9).

АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — поместная автокефальная церковь. В 1793 г. Синодом Русской Православной Церкви на Аляске учреждена Духовная миссия для Америки. В 1840 г. учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия. В 1867 г. Аляска продана США, но храмы и земельные участки остались в собственности РПЦ. В 1872 г. в связи с ростом числа православных приходов в западных штатах кафедра епархии перенесена из Новоархангельска в Сан-Франциско, а в 1905 г. — в Нью-Йорк. После Октябрьской революции в России связь с РПЦ прервана и восстановлена только в 1960 г. В 1970 г. церковь объявлена автокефальной. Американская церковь в пределах США имеет 8 епархий, объединяющих свыше 350 приходов, 5 монастырей, скит, 3 семинарии.
Orthodox Church in America см. в интернете: http://www.oca.org/ внешняя ссылка

АМИНЬ [ами́нь] (евр. — воистину, да будет верно) — традиционное заключительное слово христианских молитв и проповедей, выражающее полное согласие с истинностью сказанного.

АМПИР [ампи́р] (от франц. empire, букв. — империя) — стиль в искусстве и архитектуре, сложившийся в 1-й трети XIX в., завершающая фаза классицизма.

АНАВОЛИЙ [анаво́лий] — белые одежды, надеваемые на новокрещенного.

АНАЛАВ [анала́в] (греч. αναλαβος от αναλαμβανω — воспринимать) — четырехугольный кусок ткани с пришитыми по углам шнурами, прикрывающий плечи монаха при пострижении в великую схиму.

АНАЛОГ — объект или явление, сходные, подобные другому объекту или явлению в некоторых свойствах.

АНАЛОГИЙ — см. аналой

АНАЛОЙ, налой, аналогий (от греч. αναλογιον — подставка для книг) — особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА — икона небольшого размера, хранящаяся на полке в алтарной части храма, или ризнице, — такую икону возлагают на аналой в отдельные праздники.

АНАФЕМА (греч. — проклятие) — церковное проклятие, отлучение от церкви. Введена в общецерковное употребление Халкидонским собором (451 г.).

АНАФОРА (греч. — возношение, вынесение вверх) — особая молитва, являющаяся основной частью литургии и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры — возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причащения Святых Даров.

АНАХОРЕТ — отшельник, подвижник, живущий в полном уединении, посвятивший себя покаянию, богомыслию, молитве, строгой аскетической жизни.

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира» — «И почил Бог в день седьмый...» и др.)

Ангел ПустыниАНГЕЛ ПУСТЫНИ — символическое именование Иоанна Предтечи, основанное на евангельских текстах (Лк VII, 27), с которым связано несколько иконографических типов изображения Иоанна Крестителя в виде ангела.

ангел-хранительАНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬангел, дарованный Богом каждому человеку по крещении, помогающий ему в добрых делах, возносящий молитвы человека к Богу и сопровождающий душу в загробный мир. Часто изображается как на самостоятельных иконах , так и составе групповых икон, среди избранных святых и т. д. Изобразимость ангела-хранителя вызывает сомнения.

ангелАНГЕЛЫ (греч. αγγελος — вестник) — бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему, посредники между миром «горним» и миром «дольним». Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат «О небесной иерархии» содержит описания трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина. Высшая иерархия, предстоящая Богу «без посредства прочих» — серафимы (евр. — пламенеющие) — наделенные пылкой стремительностью и силой очищения. Херувимы (евр. — излияния мудрости) — способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим. Престолы — «неподвижно и твердо прилепленные к Богу», раболепно Ему служащие, носящие Его. Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного мировладычества и «совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии» — господства — наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и все, подчиненное им. Силы — стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость в своих действиях. Власти — уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога. Низшая иерархия, характеризующаяся непосредственной близостью к «дольнему» миру — начала, способные управлять сообразно священному порядку. Архангелы (греч. — ангелоначальники) — сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам. Собственно ангелы — расположенные ближе всех к миру и покровительствующие людям. Наряду с композицией «Девять чинов ангельских» изображение первых трех чинов небесной иерархии используется в композиции «Спас в силах» .

АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ — то же, что великая схима

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — государственная церковь Англии. Откололась от католичества в 1534 г. Главой церкви объявлен Генрих VIII, далее — каждый английский король. Признаются семь таинств, епископство, иконы и пр.; упразднены монастыри, целибат духовенства; введено рукоположение женщин.

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174) — князь владимиро-суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо. Перенес во Владимир из Вышгорода Владимирскую икону Богородицы. Во Владимире ему явилась Божия Матерь, что послужило поводом к написанию иконы Богородицы в новой иконографии - Боголюбской иконы и созданию Боголюбского монастыря. После смерти отца в 1157 г. унаследовал киевский великокняжеский престол, но остался жить во Владимире, куда перенес столицу Владимиро-Суздальского княжества. Ввел празднование Покрова Богородицы. При Андрее Боголюбском построены владимирские Золотые ворота, Боголюбский монастырь под Владимиром, ставший княжеской резиденцией, ряд храмов, в т. ч. Успенский собор и церковь Покрова на Нерли. Убит в результате боярского заговора. Канонизирован в чине благоверного. Память 4 июля ст. ст.

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ — святитель, один из отцов церкви, проповедник и гимнограф. Принял пострижение в монастыре святого Саввы в Иерусалиме. При Юстиниане II — архиепископ Крита. Выступал против монофизитства и иконоборчества. Память 4 (17) июля.

Андрей ПервозванныйАНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ — один из апостолов, первый призванный Христом. Память 30 июня (13 июля) и 30 ноября (13 декабря).

АНДРЕЙ РУБЛЁВ — см. Рублев Андрей

Андрей Юродивый. Деталь иконы Покров.АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ — (ум. ок. 936 г.) — христианский святой, принявший на себя подвиг юродства и получивший дар прозрения: именно он увидел во Влахернском храме Пресвятую Богородицу. Вчесть этого события установлен праздник Покров. Андрей Юродивый обязательно изображается на праздничных иконах Покрова. Память отмечается 2 (15 нов. ст.) октября.

Греческая Андроникова икона БогородицыАНДРОНИКОВА ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, Греческая Андроникова, Андрониковская икона — чудотворная икона Богородицы, бывшая домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь которого и получила именование). По преданию Андроникова икона написана евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в город Патрас. Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын и наследник которого, А. Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 (ст. ст.) мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 (ст. ст.) апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочок. В 1984 году икона была украдена и нынешнее её местонахождение неизвестно. Богородица изображена оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа. Размер иконы около 25x35 см. Празднование в честь иконы 1 мая и 22 октября (ст. ст.)
Книга Литература: Гл. ред. М. Р. Христиановский. Чудотворная Греческая Андроникова икона Божией Матери в истории Византии и России: Альманах. СПб., Православный фонд В. Пикуля, 1999. -224 с.: ил.

АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА — см. Андроникова икона Божией Матери

АНТАБЛЕМЕНТ (фр. entablement) — составляющая ордера, верхняя часть архитектурного сооружения, лежащая на колоннах. Составные части антаблемента: архитрав, фриз, карниз.

АНТИМИС — см. антиминс

Антиминс. Юрьев-Польский, 1148 г.АНТИМИНС (до реформы Никона и у старообрядцев — антимис) [антими́нс] (греч. αντιμηνσιον — вместопрестолие) — четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе (ранее — креста с орудиями страстей) и четырех евангелистов по углам и с зашитыми частицами мощей. В некоторых случаях может заменять освященный престол. Принесение и возложение антиминса на престол предшествует совершению таинства причащения.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древнейших поместных автокефальных церквей. С середины V в. возглавляется патриархом. В юрисдикции 6 епархий в Сирии и 6 в Ливане, а также 7 епархий, объединяющих православных арабов в Турции, Иране, Ираке, странах Персидского залива и Аравийского полуострова, в Северной и Южной Америке. Резиденция патриарха в Дамаске.

АНТИПАСХА (греч. αντιπασχα — вместо Пасхи), Фомина неделя, Фомино воскресенье — первое воскресенье после Пасхи.

АНТИФОН (греч. αντιφωνον — противогласник) — ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом) попеременно, стих за стихом.

АНТИХРИСТ (греч. αντιχριστος) — противник Христа, который явится накануне конца мира и будет Христом побежден. Согласно Откровению Иоанна, власть Антихриста будет допущена для испытания людей.

АНТИЧНОСТЬ (лат. antiquus — древний) — 1. древность; 2. в более узком значении — то, что имеет отношение к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный — проповедник и богослов, один из основоположников монашества. По национальности копт. В течение 35 лет совершал аскетический подвиг в пустынях Египта. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Основатель ряда монастырей. Память 17 (30) января.

Антоний ПечерскийАНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, преподобный — русский святой, основатель Киево-Печерской лавры, один из родоначальников русского монашества. Принял пострижение на Афоне. В 1028 году вернулся в Киев, где предавался отшельническому подвигу в пещере на Берестовой горе, увлекая своим примером будущих иноков Киево-Печерской лавры. Память 10 (23) июля.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. человеческое подобие) — наделение человеческими свойствами существ или предметов.

АНФАС (франц. en face — в лицо) — вид лица или предмета прямо, спереди. Лицом к смотрящему.

АпокалипсисАПОКАЛИПСИС [апока́липсис] (греч. αποκαλυψις — откровение) — 1. Откровение Иоанна Богослова, последняя по счету книга Библии, отдельные мотивы которой используются в живописной композиции Страшный Суд. 2. Название иконы, иллюстрирующей текст Откровения св. Иоанна Богослова.

АПОКРИФ [апо́криф] (греч. — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные церковью каноническими. К апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы , Введения Богородицы во храм , Сошествия во ад , Успения Богородицы и др.

АПОЛОГЕТИКА (от греч. — защищаю) — раздел богословия, в котором рассматривается сущность религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в обществе.

АПОЛОГЕТЫ (от греч. — защищаю) — общее название раннехристианских писателей — защитников христианского вероучения от язычников и еретиков.

АпостолыАПОСТОЛ (греч. αποστολος — посланник) — наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных Им для проповеди евангельского учения — это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Матвей мытарь (евангелист), Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян I, 15-26). Христианская традиция распространяет наименование «апостол» и на некоторых других проповедников и основателей первых христианских общин, не бывших непосредственными учениками Христа. Уже в Новом Завете упоминается, что после избрания двенадцати Христос избрал и другие семьдесят учеников (Лк X, 1). В некоторых совместных изображениях двенадцати апостолов фигурируют также Павел и апостолы из числа семидесяти — евангелисты Лука и Марк взамен трех из канонического списка.

«АПОСТОЛ» — богослужебная книга, включающая в свой состав почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий. Разделен на две главы, читаемые в храме во время литургии.

АПОСТОЛ ЛУКА — см. Лука

АПОСТОЛЬНИК — у женских монашествующих персонажей накидка на голове, закрывающая волосы и плечи.

АПОСТРОФ [апостро́ф] — в церковнославянском письме надстрочный знак над начальной гласной в некоторых односложных словах; сочетание звательца и варии.

АПСИДА — см. абсида

АРИАНСТВО — еретическое учение в IV-VI вв, не принимающее один из догматов официальной церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, названное по имени его основателя — александрийского священника Ария. У ариан Христос как «превосходнейшее творение» Отца — существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено Вселенскими соборами 325 и 381 годов, сам Арий отлучен от церкви.

АркаАРКА (лат. arcus — дуга) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами пилонами).

АРКАДА (франц. arcade) — галерея, образованная рядом арок.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древнейших христианских церквей. Основана епископом Григорием в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофизитства. Возглавляется католикосом всех армян, его резиденция находится в г. Эчмиадзин.
Сайт Армянской Апостольской Святой Церкви см. в интернете: http://www.armenia.ru/church/index.htm внешняя ссылка

АРТОС (греч. αρτος — хлеб ) — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели.

АрхангелАРХАНГЕЛЫ (греч. — ангелоначальники) — см. ангелы.

АРХИДИАКОН (греч. αρχιδιακονος — старший служитель) — старший диакон.

АРХИЕПИСКОП (греч. αρχιεπισκοπος — старший надзиратель) — первоначально архиерей, возглавляющий область, объединяющую несколько епархий; позже — глава крупной епархии; почетный титул архиерея Русской Православной Церкви, предшествующий митрополиту.

АРХИЕРЕЙ (греч. αρχιερευς — старший священник) — общее название высших чинов из числа черного духовенства в православной церковной иерархии (епископы, архиепископы, митрополиты, патриарх). Имеют благодать на совершение всех таинств.

Архиерей ВеликийАРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ — одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР — собор, созываемый поместной церковью, в котором участвуют только архиереи (в отличие от поместного собора, в котором участвуют представители духовенства и мирян).

АРХИМАНДРИТ (греч. αρχιμανδριτης — начальник овец, или старший над оградой) — старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели крупных мужских монастырей.

АРХИПАСТЫРЬ — общее название высших чинов православной церкви: епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха.

АрхистратигАРХИСТРАТИГ (греч. αρχιστρατηγος главный военачальник) — именование начальника небесного воинства архангела Михаила(см. ангелы).

АРХИТРАВ (греч.) — нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн. Имеет вид балки.

АРШИН — русская мера длины, равная 16 вершкам (71,12 см).

АСЕККО — см. секко

АСИСТ — см. ассист

АСКЕТ (греч. — упражняющийся в чем-либо) — подвижник, отшельник.

АСКЕТИЗМ (греч. — упражнение) — добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам.

АССИСТ, асист (лат. — присутствующий) — 1. лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос и т. п. Символизирует присутствие Божественного света, 2. Клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи.

АССИСТКА — то же, что и ассист в 1 значении

АСФАЛЬТ — краска коричневого цвета, продукт естественного выветривания природных битумов.

АТЕИЗМ [атэи́зм] (не [те])(франц. athéisme — безбожие от греч. — отрицание Бога) — отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии.

АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — постоянный отличительный признак персонажа, неизменно связываемый с ним предмет, внешнее свойство или действие.

АТРИБУЦИЯ (от лат. attributio — приписывание) — установление автора произведения и (или) места, времени создания, стиля, художественной школы и т. д.

АУРИПИГМЕНТ [аурипигме́нт], аврепигмент, аврипигмент, урипигмент (от лат. aurum — золото и pigmentum — краска), желть, раушгельб, ражгиль — минерал золотистого цвета (оттенки от лимонно-желтого до желто-оранжевого), сернистый мышьяк As2S3 и ярко-желтая краска, приготовляемая из него. Известен с античных времен, упоминался в трудах Теофраста и Плиния. Месторождения в Закавказье, Греции, Румынии. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами.

АУТЕНТИЧНЫЙ (прилаг.) (греч. αυθεντικως — достоверно, на основании непосредственных данных) — равнозначный.

АФАНАСИЙ (митрополит) — митрополит времен Ивана Васильевича IV Грозного, иконописец.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — см. Афанасий Великий

Афанасий ВеликийАФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, Афанасий Александрийский — святитель, один из отцов церкви. Родился в Александрии, с 326 года александрийский епископ. Участник I Вселенского собора, обличитель арианской ереси. Автор множества сочинений и посланий, а также первого в христианской литературе жития св. Антония Великого. Память 18 (31) октября.

АФОН — гора на северо-востоке Греции, на полуострове Айон-Орос, центр православного монашества. Со второй половины VII века весь Афон передан инокам. В настоящее время на Афоне осталось 20 монастырей, из них 17 греческих и 3 славянских, в том числе 1 русский — Афонский Пантелеймоновский монастырь.

АФОНСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — монастырь, основанный в 1080 г. на Афоне выходцами из Руси. Находится в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Ахтырская икона БогородицыАХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — икона, чудесно явившаяся в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии. Представляет Богородицу без Младенца в молитве перед Распятием. Празднование в честь иконы 2 июля (19 июня).

АЩЕ (союз) — если, когда, или

Б

БАГОР, багр, богор (от багровый — темно-красный) — краска вишнево-коричневого цвета.

БАГР — см. багор

багряницаБАГРЯНИЦА — нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение

БАЗИЛИАНЕ, василиане — монахи восточного обряда в католической церкви. Получили название по имени Василия Великого, который считается основателем их монашеского ордена. Наиболее активная деятельность относится ко времени заключения Брестской унии (1596 г.).

БАЗИЛИКА (греч. — царский дом) — прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн на продольные части (нефы). Средний неф наиболее высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме — судебные и торговые здания. Позже — один из главных типов христианского храма.

БАКАН, бокан (шумерск bakan — растительная краска) — неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска темно-красных оттенков.

БАЛЬЗАМ — сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

БАНЯ ВОДЯНАЯ — см. водяная баня

БАПТИЗМ (от греч. βαπτιζω — погружаю, окунаю) — одна из разновидностей протестантизма, возникшая в начале XVII в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию, не признают икон, святых, мощей, распятия, облачения. Крещение совершают над взрослыми. Совершают также обряды хлебопреломления и рукоположения. Празднуются Рождество, Пасха, Троица и ряд других, связанных с поклонением Христу праздников, а также день жатвы. Баптистская община, формально автономная, управляется выборным церковным советом. В 1944 г. баптисты объединились с евангельскими христианами в церковь евангельских христиан-баптистов.

БАПТИСТЕРИЙ (лат. из греч. βαπτιστηριον — купель) — особое здание, предназначавшееся в раннехристианскую эпоху исключительно для совершения таинства крещения. В плане круглое или многогранное, завершенное куполом. В центре располагается бассейн с тремя ступенями. Кроме этого, в баптистерии расположен небольшой алтарь, посвященный Иоанну Крестителю.

барабан церкви РизоположенияБАРАБАН — в православном храме цилиндрическая или многогранная часть здания, несущая купол.

БАРЕЛЬЕФ — (франц. bas-relief) низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину объема.

БАРМЫ (мн. ч.) — род наплечников в торжественной одежде русских князей и царей, византийских императоров; символ царской власти.

БАРОККО — (итал. barocco — странный, причудливый) — стиль западного искусства конца XVI — середины XVIII вв. Характерны пышность, пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Как отзвуки, так и прямое влияние барокко можно заметить как в архитектуре некоторых православных храмов, так и в формах резных иконостасов, иконописи и т. д.

БАСИОТИССА — см. Васиотисса

БАСМА (тюркск.) — тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по металлической, деревянной или каменной матрице узором. Металлическая басма используется для украшения икон.

БЕГРИН — см. берггрин

БЕЗМЕЗДНИК (от мзда — выгода) — не принимающий платы, работающий или помогающий людям безвозмездно. Ср. бессребренник

БЕЗСРЕБРЕННИК — см. бессребренник

БЕЛИЛА (мн. ч.; ед. ч. — белило), бель — в иконописи краска белого цвета.
Белила жженые — то же, что блягиль

БЕЛОЗЕРСКИЙ КИРИЛЛ — см. Кирилл Белозерский

БЕЛЬ — см. белила

БЕЛЫЙ КЛОБУК — тип головного убора священнослужителей, атрибут митрополитов. По преданию, первый белый клобук был подарен Константинопольским патриархом Новгородскому архиепископу Василию в 1345 г.

БЕРГГРИН, бегрин (нем. berggrün — горная зелень) — минеральная краска насыщенного зеленого цвета, получаемая из малахита.

БЕРЦО [берцо] (мн. ч. — берцы) — голень.

БЕС — злой дух. Бесы со своим князем, диаволом, составляют темное бесовское царство. (Мф. VII, 22; VIII, 31 и т. д. Лк. IV, 41; VIII, 27и т. д. Ин. X, 20-21; Кор. X, 20-21; Апок. IX, 20; XVI, 13-14)

БЕССРЕБРЕНИК, безсребренник (от серебро; греч. αναργυρος) — человек, чуждый корыстолюбию, равнодушный к деньгам, безвозмездный помощник. Наименование бессребренников усваивается в православной традиции прежде всего сятым Косьме и Дамиану.

БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. βιβλος — книга + γραφω — записывать) — список или обзор печатных или рукописных произведений, отобранных и систематизированных по какому-либо признаку.

БИБЛИЯ (греч. — книги) — строго определенное по своему составу собрание книг Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью боговдохновленными (написанными по внушению Св. Духа). Складывалась на протяжении длительного времени — с X-VIII века до Р. Х. по II век после Р. Х.

БИТЬ — золотая или золоченая обычно плоская металлическая нить, используемая в золототканном деле, золотном шитье и т. п. См. также золотная нить.

БЛАГОВЕРНЫЙ (греч. ενσεβης) святой из монархов, прославившийся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры.

БЛАГОВЕСТ — праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.

БлаговещениеБЛАГОВЕЩЕНИЕ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога-Слова (Лк I, 26-38). Изображения Благовещенья известны с V века. Икона Благовещение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

БЛАГОВОНИЯ (мн. ч.) — ароматические вещества, предназначенные для помазывания (миро, елей), или каждения (фимиам, ладан). В богослужении символизируют приношение даров и хвалу Богу. Используются во многих таинствах.

БЛАГОДАТЬ (харизма) — божественная милость, даруемая человеку, особое свойство Бога, делающее возможным умонепостигаемое единство Творца и твари, сила Божья, через которую совершается спасение (Рим III, 21-26, Рим V, 12-21, Ин I, 16-18).

БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ — см. Спас Благое Молчание

БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК — см. Рах

БЛАГОСЛОВЕНИЕ — религиозный обряд, при котором на что-то или кого-то призывается божественное покровительство.

Икона Богородицы Благоуханный ЦветБЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ — именование иконы Божией Матери, изображающая Богородицу с Младенцем, держащую расцветшую ветвь в правой руке. Празднование 15 (28) ноября.

БЛАГОЧИННЫЙ — священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковно-приходской жизнью храмов одной из частей епархии — благочиния.

БЛАЖЕННЫЙ (греч. μαχαριος, лат. beatus) 1. то же, что юродивый; 2. святой, почитаемый в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), например блаженный Августин.

БЛИК (нем. Blick) — самое яркое световое пятно в изображении предмета, отблеск от внешнего источника освещения при применении светотеневой моделировки в живописи.

БЛЯГИЛЬ (нем. Bleigelb — желтый свинец), жженые белила — краска желтого цвета, на основе двуоокиси свинца.

БОГ — Творец неба и земли, Промыслитель вселенной (Быт. I, 1; Ин. I, 1). Бог един по существу, но троичен в лицах (Мф. XXXVIII, 19) (см. Троица)

БОГИ (мн. ч.) — местное просторечное название икон.

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ — один из основных христианских догматов, обозначающих центральный момент истории Божественного Домостроительства, действие любви Бога во имя человеческого спасения. В соответствии с ветхозаветными пророчествами — явление в мир второго лица Троицы, Сына Божия в человеческом образе с целью победы над грехом и смертью через искупительную жертву (Ин III, 16-17).

Икона Богородицы БоголюбскаяБОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — икона, написанная в XII в. по повелению и по видению Андрея Боголюбского. Изображает Богородицу в рост, со свитком в руках в молении перед Господом, к Богородице же коленопреклоненно обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего изображается Андрей Боголюбский. Празднование 18 июня (1 июля).

БОГОЛЮБСКИЙ АНДРЕЙ — см. Андрей Боголюбский

БОГОМАЗ — пренебрежительное название плохого иконописца.

БогоматерьБОГОМАТЕРЬ, Богородица, Божия Матерь — Мать Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария. Иконография Богородицы чрезвычайно развита, насчитывается более 860 наименований икон Божией Матери.

Иоаким и АннаБОГООТЦЫ — именование родителей Богоматери — Иоакима и Анны.

БОГОР — см. багор

БОГОРОДИЦА — см. Богоматерь.

БОГОСЛОВИЕ (теология) — совокупность религиозных доктрин и учений, а также дисциплина их изучающая.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ — церковные книги, по которым совершается богослужение. К важнейшим относятся: «Типикон» (правила и указания по проведению богослужений), «Устав», «Служебник» (службы дневного круга, тексты литургий, праздники, списки святых), «Октоих», «Минеи» (службы по месяцам), «Требник» (указания по проведению ритуалов, тексты молитв и пр.), «Молитвослов» и др.

БОГОХУЛЬСТВО — оскорбление имени Бога, девы Марии, святых и предметов культа. В дореволюционной России каралось каторжными работами на срок от 6 до 12 лет.

БогоявлениеБОГОЯВЛЕНИЕ , Теофания — одно из названий двойного христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых. Установлен в воспоминание о двух одновременно произошедших событиях: Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении при Иордане всех трех лиц Святой Троицы — Бога-Отца в гласе («Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»), Иисуса Христа и Святого Духа в виде голубя (Мф III, 13-17, Мк I, 9-11, Лк III, 21-22). Отмечается 6 (19) января. Икона Богоявление входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.

БОЖЕНЬКА — уменьшит. просторечн. именование образа Иисуса Христа.

БОЖНИК 1. полотенце, пркрывающее иконы в красном углу; 3. местное именование полочки для икон; 3. местное просторечное именование иконописца.

БОЖНИЦА — местное именование шкафчика или полочки для икон, киота.

БОКАН — см. бакан

БОЛЮС, левкасная глина — глина, а также глинистая паста с добавлением коллагенового клея служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности. Цвет болюса (различают красные, желтые и черные) придает оттенок будущей позолоте.

БОРА [бора] — сборка, складка, сгиб на одежде.

БОРЗО (нареч.) (от ст.-слав. бръзъ) — быстро

Борис и ГлебБОРИС И ГЛЕБ (в крещении — Роман и Давид) — святые мученники-страстотерпцы, первые среди русских святых. Русские князья, сыновья святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Вскоре после смерти Владимира были злодейски убиты по приказу сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизированы в 1071 г. при Ярославе Мудром. Память святых 2 (15) мая.

БОРТ — в иконописи торец, боковая часть иконной доски.

БРУСКОВАЯ КРАСКА — сухая краска, спресованная в форме бруска.

БУЕСТЬ — ярость, дерзость, смелость.

БУМАГА — листовой материал, изготавливаемый, как правило, из растительных волокон. В иконописи бумага употреблялась для снятия переводов (см. прорись), иногда в качестве паволоки для дешевых икон, для подклейки и т. д.

БЫЛИЕ — травы, растительность.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О 
П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я