Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|

Роспись иконы

1. Обработка доличного
2. Штриховая разделка доличного
3. Санкирение. Первое, второе и третье вохрение и обработка личного
4. Подправка описи и росписи, накрашивание полей, отводка и опушка, венчики и надписи

Обработка доличного

После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей - это будет "опись доличного", а затем пишутся все линии (гвенты) внутреннего рисунка этих площадок - это будет "роспись доличного".
Все линии описи и росписи наносились тонкой кистью в цвет каждой площади, но более темным тоном. И иногда они писались на всей иконе одним цветом, называемым "экзедрой" (смесь черной с красной), а иногда и просто черной краской.
Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. В выявлении последнего древняя иконопись всегда стремилась к особому пониманию объема, отличному от понимания его в картинах живописи. В древних памятниках иконописания все объемы не имеют большой глубины и мало выступают вперед, а в постоянном уклонении от законов перспективы чувствуется явная нарочитость, чем объясняется присутствие в них перспективы "обратной", где точка схода параллельных линий вынесена вперед иконы, а не позади ее, как в живописных картинах.
Окончив с описью и росписью, иконописец приступает к выявлению светотени доличного. Следует отметить, что и светотень в древней иконе выражена особо, по-своему. Иногда по расположению светлых и тайных (теневых) мест нельзя установить точного положения источника света. Можно сказать, что светотень в иконе также не реальна, ибо иконописец пользуется ею больше для отделения главного от второстепенного и разрешения задач композиции, колорита и ритма.
Почти в каждой иконе можно заметить два способа достижения светотени: 1) либо сделано "притенение" более темным тоном по контуру с "тайной" стороны, а светлые места "не светлены", 2) либо тайная сторона оставлена нетронутой и является самым глубоким теневым местом, а светлые места "высветлены". Если притенение применяется, то оно делается жидкой краской, более темным тоном, чем окрашена площадь; причем краска наносится способом "приплеска" (он будет описан ниже) или тонкой кистью штриховой сеткой, сводя ее от теневой стороны к светлой постепенно на нет. "Высветление" достигается в несколько приемов (от 2 до 4), называемых "пробелами" (первая пробелка, вторая и т. д.). Пробелы накладываются последовательно и каждый раз по просохшей поверхности высветляемого участка. Первая пробелка наносится той же краской, какой покрыта высветляемая площадь, но с прибавлением некоторого количества белил. Каждая последующая пробелка делается той же краской, но с новым прибавлением белил и сокращая каждый раз площадь высветления; только последний световой удар наносится несколькими штрихами чистыми белилами и называется "отметкой".
Пробелы также делаются либо особым приемом, называемым в древней иконописи "приплеском", либо путем штриховой сетки (насечки) с постепенным сведением ее в сторону тени на нет. Существует и комбинированный способ высветления: сначала краски накладывались "приплеском", а затем поверхность поправлялась и выравнивалась штриховой сеткой.
Выражение "в приплеск" в специальной литературе вызывает спор, Одни разумеют под этим словом "лессировку", то есть легкое покрывание одной краски другой по сухому. Другие же дают иное объяснение этого слова, по нашему убеждению более верное и соответствующее самому слову и техническому его назначению.
Под словом "приплеск" нужно разуметь следующий прием: кистью средней величины на часть высветленной площади (более сильно освещенной) обильно наливается жидкая краска первой пробелки и сочной кистью выравнивается по поверхности, следуя движению света. Затем этою же кистью или другой к краям этой влажной поверхности обильно приплескивается жидко разведенный в воде желток (без краски) и быстро кистью разравнивается, увеличивая интенсивность краски к центру света и сведя ее на нет на теневой стороне площади.
Точно так же повторяют прием второй пробелки по высохшей первой, сокращая постепенно площадь пробелки, и т. д. и т. д.
Последний световой удар достигается "отметкой". Высветление, производимое на площадях доличного однотонно, то есть той же краской с прибавлением белил, называется "простым рефлексом", а если делается другим цветом, то "двухцветным рефлексом". Последний очень часто можно встретить на иконах новгородской школы, где, например, по холодному лазоревому цвету ризы высветление сделано теплой, охряной краской или по теплому, багряному тону сделана пробелка в холодных, голубовато-зеленых тонах.
Облака, горки, деревья, вода, твари, постройки, палаты и другие детали доличного в иконописи носят совершенно особый характер. Облака обыкновенно изображаются овальными завитками - "корурами", как их называют иконописцы. Они делаются, как и красочные пробелы на одеждах, в два-три "постила", с "отметкой", причем кладутся они более жидко, чем пробелы на одеждах.
Горки пишутся "уступами" - "кременьками", общая форма которых напоминает лестницу с суживающимися к вершине ступеньками. Если горок несколько на иконе, то они часто делаются разных цветов.
Деревья со своеобразными листьями высветляются обычным путем, иногда золотом.
Что же касается до палат (построек), то при писании их не соблюдаются законы перспективы; пишутся они, как и одежда святых, то есть раскрываются, описываются и расписываются тонами более светлыми, чем основная раскрышка.
Заканчивая описание приемов красочной обработки доличного, должно сказать, что дать указания [о том], как пишутся все многочисленные [детали] доличного - не представляется возможным. Поэтому ученик должен сам пристально вглядеться во все детали и изучить их по хорошим образцам древней иконописи.

Штриховая разделка доличного

Кроме перечисленных выше красочных приемов в выражении формы объема, то есть высветления доличного, существовало и существует высветление твореным золотом "ииокопью", или "на ассист". На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного иконописец наносит на места света твореным золотом, разведенным водою, штрихи "в перо". Это название произошло, вероятно, потому, что золотые штрихи, положенные в свету широко и сочно, в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и этим напоминали перо птицы.
Этот прием высветления представляет [собою] очень кропотливую работу, требующую хорошего зрения и навыка. Чтобы убедиться в этом, нужно внимательно посмотреть на образцы древней иконы, с золотой разделкой доличного.
Кроме высветления твореным золотом есть еще способ разделки - это "инокопь", или "на ассист" (разделка ассисткой). Этот способ высветления применялся в глубокую старину и, по традиции, сохранился в нашей иконописи до настоящего времени.
Тут необходимо сказать о самом веществе "инокопи", или "ассиста" - это густая клейкая масса, приготовленная чаще всего из сока головки чеснока или из сгущенного черного пива с примесью красной краски в порошке. То и другое высыхает и делается от времени твердым, разводится с водою в ложке, растворяется, и затем этой клейкой красной жидкостью наносят штрихи на те места на одеждах или на других предметах доличного, где делается высветление. Засыхая, нанесенная штриховка остается блестящей.
Когда этим путем будут подготовлены все площади доличного, иконописец берет кусочек мякоти хлеба, скатывает его в шарик величиной с грецкий орех, принимает им из книжечки золото и переносит его на заштрихованные поверхности. Так как инокопь клейкая, то естественно, что золото с хлебного шарика перейдет на штрихи, ею прописанные.
Эта позолота затем легко покрывается спиртовым лаком для того, чтобы потом, во время покрытия иконы лаком или олифой, золото не сошло бы с красной штриховки.
Перед производством высветления приемом инокопи следует убедиться, что красочные площади хорошо высохли, так как в противном случае золото может прилипнуть и испортить краску. Признаком полной просушки яичной краски является отсутствие блеска на ее поверхности (матовость).
На ассист и твореным золотом, кроме высветления, делают сияния, которыми окружают в большинстве случаев фигуры Христа Спасителя, Божией Матери, перышки на крыльях ангелов, кресты на ризах святых, украшения Евангелия, парчи, надписи на иконах и прочее.
Иногда можно встретить икону, в которой штриховая разделка доличного сделана не золотом, а желтой краской с белилами. Очень редко, однако, встречаются иконы с золотой разделкой волос на голове.

Санкирение. Первое, второе и третье вохрение и обработка личного

Рассмотрев подробно все действия - начиная со знамения до раскрытия и обработки доличного, - нельзя не обратить внимания на изумительную продуманность, целесообразность и последовательность приемов написания иконы. Действительно, все здесь предусмотрено и подготовлено к тому, чтобы, выполнив второстепенное доличное, перейти к главному, к "личному".
Начав с доличного, мастер-иконописец сразу же разрешает задачу колорита, давая всем частям иконы движение и проявляя заботу о равновесии красочных соотношений. Обработав все поверхности доличного, он как бы отыскивает и предопределяет колорит личного.
Выбрав цвет основной краски, называемой "санкир", мастер раскрывает им все поверхности личного ("санкирить"). Нужно заметить, что цвет "санкира" на образцовых древних иконах весьма разнообразен: он может быть более или менее темным или светлым и иметь тон более или менее холодный, приближающийся к зелено-оливковому, или быть ближе к теплому - охряно-коричиевому тону. (Если волосы па голове не покрыты, то они покрываются санкиром вместе со всем личным.)
Наконец, производится опись и роспись личного, тонкими линиями, особой краской, называемой "экзедрой" - смесь какой-либо из красных красок с черной. Притенение тайных мест делается так же, как и в доличном, - темной краской, именуемой "дичь". Иногда притенение не делается, и в таком случае на местах самой глубокой тени оставляют санкир нетронутым. Иногда же притененпе личного делается после первой или второй вохры.
Далее приступают к высветлению личного - "вохрению".
Из изложенного видно, что принцип построения (лепки, карнации) личного ничем не отличается от доличного, ибо обработка та же: от темного, основного тона к светлому.
Высветление личного, или "вохрение", делается разнообразными способами. Следует также отметить, что в крупных иконах обработка личного производится тщательнейшим образом и по всем правилам вохрения. В малых же иконах число вохр сокращалось и вохрение делалось менее тщательно.
Недостаток в писании личного, проявленный отсутствием плавности перехода от тени к свету и наличием резких границ между вохрением и санкиром, назывался "костоватостью" К сожалению, ясного толкового объяснения приемов вохрения в старинных описаниях не существует. Для примера приведем выписку из Подлинника Погодина - как писать лица у икон. "Санкир делать: вохра с чернилами. Первая вохра: составить на лица - положь белил, положь киновари, троху (немного) черлени скопской (псковской) положь и смешай вместе. Те же вохры в другом вохрить, положь в нее посветлее и клади по саживным местам и тень вместе... А дичь составь: положь вохры второй, положь белил, положь чернил троху малую и смешай вместе и заличай на щеке, и на виске, и возле носка, и под губкой и позади шейку истеневать - вместе с вохрами... А подрумянку в лице делать: положь личной вохры первой, и в вохру положь черленцы и подрумянь щеку у носка и носок, устне и бородку и шейку и стеневай с вохрами и личными вместе... И в третью вохру личную составь также посветлей всех вохр, а белилами оживить в лобке и на переносью, посредь носка и на конце, возле глаз и над устнем, и у губки и бородку, а шейку подживи охрою и управь подрумянки, и совсем стеневай на третью вохру... ".
При таком, действительно беспорядочном изложении начинающий иконописец не в состоянии разобраться в сущности приема, чтобы применять его на практике.
Следует вообще сказать, что изложить словами сложные приемы вохрения, без наглядного показа, довольно трудно.
Существует четыре разных приема вохрения, применяемых иконописцами и поныне:
1. "плавью",
2. "отборкой",
3. "наливом" (в приплеск),
4. комбинированным приемом, то есть наливом и затем отборкой.
"Плавь". Приготовив в достаточном количестве разведенные краски - санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками, иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления. Этот прием, при умелом выполнении, дает отличный, ровный переход от тона к тону и изумительную прозрачность красок, но он самый трудный, так как требует большого знания и опыта.
"Отборка". Этот прием "в сухую", он много проще и доступнее. Приготовляются те же краски, что и для плави. Но здесь постепенность переходов высветления достигается путем штриховой тушевки (как делается тушевка карандашом в клеточку, сетью) тонкой кистью и достаточно сухо, причем длина штриха зависит от желания мастера и от размера ликов. Этим приемом легче добиться ровных переходов тонов.
"Приплеск". Прием подобен таковому же в доличном. Кроме красок - вохры первой, второй и третьей, разведенных очень жидко, - приготовляется еще эмульсия, обильно разбавленная водою.
Вохрение производится сочно напитанной кистью, наливом, начиная с самого выпуклого места, распространяя первую вохру равномерно по всему участку и сводя на нет при помощи вводимой в краску разжиженной водою эмульсии.
Просушив первую вохру, повторяют тот же прием со второй вохрой, но сократив площадь высветления, и, наконец, третьей вохрой - снова сократив площадь, и опять, по высушке, второй вохры.
Этот способ также дает хорошие результаты, но он довольно труден в исполнении.
Для более легкого подхода существует четвертый прием.
"Комбинированный прием вохрения". Приготовляются все нужные для вохрения краски: санкир, первая, вторая и третья вохры и все промежуточные тона. По сухому санкиру делается первое вохрение на всех высветляемых участках личного в приплеск. Дается время для нужной просушки и делается отборка всеми тонами, участвующими в первом вохрении. Дается время для сушки и делается второе вохрение в приплеск. Снова отборка и сушка, и приступают к третьему вохрению тем же приемом. Отборкой в комбинированном способе исправляются все те неровности, которые обнаружатся после просушки приплеска.
Должно упомянуть, что перед вохрением, каким бы приемом оно ни производилось, иногда для большей уверенности в наложении высветляющих красок иконописцами делалась предварительная наметка, называемая "насечкой". Это тонкие штрихи белой краской (немного с охрой), которыми намечались места наибольшей сосредоточенности света (в морщинах, надбровьях, надглазниках, подбородке и т. д.).
Окончательный световой удар при четырех вышеописанных приемах вохрения, как уже было сказано, наносится несколькими штрихами тонкой кистью либо чистыми белилами, либо белилами с вохрой ("оживка"). Силу и выражение этих "оживок" очень важно внимательно изучить по хорошим образцам древней иконописи.
Если нужно подрумянить лики, то подрумянка вводится либо во время первого вохрения, либо после него. Подрумянка составляется из первой вохры с прибавлением к ней или "червлени", или киновари. Нужно помнить, что злоупотребление подрумянкой опасно в смысле нарушения традиционного иконного вкуса.
Нередко начинающему иконописцу бывает весьма трудно довести обработку личного до конца, не потеряв единства колорита вследствие свойства яичной темперы изменять свой цвет после высыхания.
Для проверки общего колорита личного можно рекомендовать следующий прием: иконописец покрывает после тщательной просушки все площади личного, сочно, но весьма осторожно, эмульсией, обильно разбавленной водой. Ошибки вохрения тотчас же проявят себя на всех смоченных поверхностях личного. Поправив их таким же способом вохрения, повторяют описанный прием для новой проверки.
Покончив с вохрением, вырисовывают глаза, брови, губы, приплескивается (если не был сделан во время вохрения) румянец и разделываются волосы и борода. Глаза тонко обрисовываются "экзедрой", а белки либо оставляются санкирными, либо проходятся легким тоном "рефтью" (белила с чернилами). Зрачок заливается какой-либо из красок коричневого тона (экзедра, жженая сиена, багор и др.), с высветлением к центру, а ирис зрачка всегда наносится чистыми чернилами. С той и другой стороны зрачка, штрихами или в приплеск, обозначается единственный в глазу блик ("оживка").
Брови рисуются сплошной, сходящей на нет полосой цвета волос, на которой тонкими, двумя-тремя штрихами чернилами наносятся линии по всей брови. Губы приплескиваются краской цвета подрумянки и обрисовываются экзедрой.
Окончательно все описи и росписи личного дублируются экзедрой.
Относительно волос и росписи личного - они приплескиваются цветом и рисунком согласно указаниям об изображаемом святом лицевого Подлинника. Цвет [волос] - "подобие" - может указываться следующими выражениями: рус, светло-рус, сед, надсед, черен. По рисунку волосы могут быть: короткие, длинные, кудреватые, округленные, густые или терховатые, растрепанные или космочками.
Борода по цвету та же, что и волосы, по рисунку же указана: с космочками, разделена надвое, космочками.
Разделка волос и бороды делается, как сказано выше, либо по санкиру, либо по особому тону "подплески". Каждая прядь, отделенная друг от друга линией росписи, окантовывается по краям двумя линиями более светлого тона, которые между собою, посередине пряди, заливаются такой же разжиженной краской в приплеск. Затем по окантовывающим пряди светлым линиям наносятся, значительно более светлым тоном, ударные световые блики. Иногда волосы и борода делаются не прядями, а волос к волосу. В таком случае каждый волос рисуется темной краской отдельно, а между ними прокладываются линии высветления.
Еще следует заметить, что бороды Христа Спасителя и Иоанна Предтечи никогда не высветляются прядями.
Разделка седых прядей делается или рефтью, или санкиром с белилами в один или два тона.
Реже встречаются иконы Иисуса Христа и ангелов, на которых разделка волос сделана при помощи штрихового золота.

Подправка всем описи и росписи, накрашивание полей, отводка и опушка, венчики и надписи

В заключение писания иконы подправляются или дублируются все линии описи и росписи доличного и делаются все нужные исправления.
Поля обычно закрашиваются той же краской, что и свет (фон), или же другой, по вкусу мастера. На полях иногда пишутся изображения святых, жития (клейма), узоры, надписи и даже целые тропари.
На краю лузги или границе красочной поверхности иконы делается нейтральным или белым цветом линия, называемая "отводкой". На внешнем краю полей проводится темной краской - киноварью или красной охрой - кайма, или "опушка".
Надписи преимущественно пишутся по-славянски "на свету", над венчиком изображаемого лика или около него следующими красками: черной, экзедрой, киноварью, красной охрой, белилами или золотом. Очень важно писать грамотно по-славянски и размещать надписи так, чтобы они не противоречили общей композиции иконы.
О том особенно должен заботиться иконописец, "чтоб всякая икона имела надписание, которое означало бы, кто именно из святых изображен на ней для того, чтоб скорее мог утвердиться дух молящегося".
Окантовка венчиков обыкновенно делается циркулем или же от руки теми же красками, что и надписи. В венчик Христа Спасителя вписывается крест с установленными греческими буквами.
Этими последними работами писание иконы закончено, и ее ставят на просушку в место, вполне защищенное от пыли, и оставляют ее там несколько дней до полного просыхания желткового масла. Признаком окончательной просушки иконы является матовость ее красочной поверхности.
После этого приступают к олифлению или лакировке.