Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|

Описание красок, применяемых в иконописи

            Красные краски        
Киноварь - древнее название. Цветом отвечает алой крови. В зависимости от оттенка имеет и другие названия: червень, червлень, червец. Киноварь и червень соответствуют цвету византийской кошенили.
Киноварь - основная краска, отвечающая вермильону (минеральная), которая обладает следующими свойствами: кроющая, ядовитая, в яичной темпере довольно устойчива, но боится лаков. При работе тонкими слоями лучше сохраняется, чем толстыми. Киноварь можно заменить еще красным кадмием (минеральный), который прочен, кроющ, не ядовит, но несколько слабее вермильона по яркости цвета.
В иконописи киноварь применяется для одежд, для надписей, для опушек и как подкладка для червонного золота. Смесь киновари с белилом употребляется для одежд, для пробелов, для освещенных сторон.
Скопская чернь - древнее название, соответствует красной охре (минеральная) - кроющая и очень прочная краска. Применяется в личных красках, одеждах, горках и пр.
Бакан - древнее название. Бакан платчатый имеет различные оттенки, которые приблизительно можно определить терминами: пунцовый, малиновый, сомон. В иконописных подлинниках о цвете бакан говорится очень неопределенно и путано. Для бакана можно употреблять краплаки и лак-кармин, иногда с прибавлением к ним белил или желтой вохры.
Краплаки - ализарины натуральные и искусственные. Первые не прочны и не выдерживают долгого хранения. Вторые прочны. Краплаки - лессировочные краски. Лак гараис наиболее интенсивен по цвету. Краплаки очень чувствительны к железу (шпатель).
Весьма популярная яркая краска, называемая «кармин» (органическая), по своей непрочности совершенно недопустима в иконописи.
Бакан веницейский соответствует цветом современным краскам мумии и болюсу (минеральная). Бакан употребляется для одежд (гиматий Младенца Спасителя).
Сурик - древнее название минеральной краски ярко-оранжевого цвета. Кроющая, ядовита и очень непрочна. Лучше заменять ее прочной и кроющей краской - оранжевый кадмий.
Блягиль - древнее название железного сурика.

            Коричневые краски
Умбра - древнее название. «Натуральная» и «жженая» (минеральная). [Умбры] - очень кроющие и прочные краски.
Коричневая вохра (минеральная) - обладает всеми хорошими качествами вохр.
Сиены - древнее название. «Натуральная» и «жженая» (минеральная), прочные, хорошие лессировочные краски.
Багор - древнее название; краска соответствует цвету византийского пурпура. Эта смешанная краска, по своим оттенкам весьма разнообразна: от каштанового до красно-коричневого и от фиолетового до темно-малинового. В смеси могут входить следующие краски: скопская чернь, бакан, киноварь, лазорь, чернила, белила и желтая вохра. Употребляется багор для одежд (мафорий Божией Матери).

             Желтые краски       
Вохры - древнее название. Желтая и золотистая (минеральные) [вохры] - очень кроющие и прочные краски. Лучшие охры: французские и итальянские. Вохры вообще играют первенствующую роль в вохрении всего личного. Ими же пишут также одеяния, горки и пр.
Крон - древнее название. Эта краска ныне называется хром (минеральная) - имеет ярко-желтый цвет, кроющая, но весьма непрочна, и поэтому в иконописи лучше ее не применять.
Желть и рашгиль - древние названия. Краска цвета яичного желтка. Может быть заменена современным желтым кадмием (минеральная). Это яркая, кроющая и прочная краска, вполне применима в иконописи. Лимонный кадмий непрочен.

            Зеленые краски     
Празелень - древнее название. Термин, обозначающий зелень травяную, полученную из сока лука. Как составная из нескольких красок, она имеет много оттенков: от коричневого в оливковый и черно-зеленый. В нее могут входить желть, яри, лазорь, вохра, черлень, сурик, киноварь. Из современных зеленых красок для получения празелени можно применять зеленый хром (минеральный) и изумрудную как прочные и яркие краски.
Зеленая земля - прочная краска, но не сильна по цвету.
Ярь - древнее название (медянка), минеральная, ядовита и непрочна и в иконописи неприменима.

            Синие краски         
Лазорь - древнее название. Из современных красок могут применяться парижская синяя и берлинская лазурь (обе минеральные). Первая из них особенно прочна и кроюща.
Голубец - древнее название. Краска голубого цвета. Современная соответствующая ему краска церулеум (минеральная), она прочна. Ко бальт слабо кроющий и сравнительно мало прочен.
Лавра - древнее название, соответствует индиго. По цвету очень хороша для иконописи, но опасна как весьма непрочная.
Ультрамарин - натуральный, прочен, но очень дорог. Может быть заменен искусственным, который также прочен. Ультрамарин боится уксуса.

          
  Белые краски        
Белило - древнее название. Современные белила носят названия: кремницкие (свинцовые) белила, цинковые белила и баритовые (все минеральные). Кремницкие белила отличного белого цвета, очень кроющие, но в яичной темпере желтеют и боятся уксуса.
Цинковые белила - прочная краска, но мало кроющая и сильно действует на цвет всех красок в смешении. Поэтому предпочтительнее употреблять более прочную смесь: 2 части цинковых белил и одну часть свинцовых белил.
Баритовые белила - очень прочная краска. В продаже имеется в порошке и разведенная на воде (вторая лучше).
Белила употребляются главным образом при всех пробелах
Мел (минеральный) - натуральный, хорошо просеянный и отмученный, носит название - плавленого. Искусственный мел - хорошего белого цвета, кроющий, прочен сам и в смеси со всеми красками, кроме лазори.

             Черные краски     
Чернила - древнее название. Соответствует современной краске - жженая слоновая кость (органическая); весьма прочная и кроющая. Чернилами пишутся пещеры, вертепы, надписи, копья, мечи и прочее.
Сажа - обыкновенная мало кроющая и непрочная.

            Разные краски     
Следующие краски, употребляемые в иконописи, но не вошедшие в цветовые группы.
Санкир - древнее название. Эта краска составная. Играет большую роль в карнации личного. В смесях она разнообразна по опенкам: от охряно-коричневого до оливкового. В состав санкира могут входить вохры, умбры, белило, чернила, лазорь, празелень, киноварь, скопская чернь. Кроме личного ею пишутся и одежды.
Санкир-6елило, то есть смесь этих красок, употребляется для росписи одежд.
Дичь - древнее название. Нейтральный цвет серовато-коричневый. Ею прописывают все тайные (теневые) места личного. Краска эта составляется из чернила, белила и вохры (или санкир).
Дичь белая - смесь дичи с белилами. Ею пишутся облака, воды и одежды.
Экзедра - древнее название. Краска составная из бакан и чернила или скопская чернь и чернила. Ею делается роспись и опись личного, а иногда и в доличном.
Рефть - древнее название. Серая краска, составная из чернила и белил. Рефтыо расписываются седые волосы, облака, воды, блики на белке, глаза и прочее.
Личные вохры - смешанные краски, которыми производится вохрение всего личного. Краски эти имеют много оттенков. Как пример, они могут состоять из таких смесей:
первая вохра - вохра желтая, киноварь и немного бакана;
вторая вохра - первая вохра, немного белил и немного желтой вохры;
третья вохра - вторая вохра и белило.

Иконописная палитра

Было бы совершенно неправильно утверждать, в отношении к иконописи, что набор красок каждого иконописца, его палитра однообразна и постоянна. Наоборот, по сохранившимся образцам древней иконописи видно, что как отдельные иконописцы, так и мастерские были совершенно свободны и самостоятельны в выборе своей палитры. Об этом же говорят и древние иконописные подлинники и руководства.
Но все же количество красок лучше всего ограничить самыми необходимыми.
1. Белила.
2. Охры: светлая и красная (за неимением заменяется жженой сиеной).
3. Сиены: натуральная и жженая.
4. Умбра жженая.
5. Кобальт синий.
6. Изумрудная зеленая.
7. Кадмии: желтый светлый, оранжевый, красный светлый, красный темный, пурпурный.
8. Черная. Жженая кость или слоновая кость.
Многоцветность в русских иконах, особенно в период высшего расцвета иконописания в XV веке, была результатом смешения основных красок, следовательно, и большого умения, тонкого чувства и понимания их. Русские краски местного происхождения, минеральные охры, умбры и другие приготовлялись самими мастерами. По рецептам толковых подлинников изготавливались и искусственные краски:
минеральные краски — белила;
органические растительные — шафран, крушина;
органические животные — щучья желчь.
Лучшие краски привозились из Европы: венецианская — бакан (малиновая), голубец, желчь, ярь и киноварь; немецкие — белила, вохра, празелень, червлень и другие; берлинская лазурь, жижиль, багор.
России известны краски: вохра, слизуха, вохра калужская, вохра греческая, червлень псковская, белила московские и кашинские, бакан ржевский.
Кроме основных цветов, иконопись традиционно хранит четыре названия смешанных тонов.
Санкирь — тон, употребляемый для ликов и тела вообще как основной тон. Состоит из охры светлой, охры красной (или сиены жженой) и изумрудной зелени. Санкирь должен быть смешан так, чтобы в готовом виде это была самостоятельная краска, в которой не должны проглядывать отдельные краски. Он делается или «в красноту», или «в зелень». Если общий тон иконы холодный, санкирь готовят «в красноту», и наоборот.
Ревть состоит из черной, охры и белил — серый тон разной светлоты.
Дичь — кадмий красный, сиена жженая, кобальт синий, охра и белила — сиреневый тон различных оттенков.
Багор — кадмий красный, сиена жженая, белила — красный тон различных оттенков.