Иконописная артель Божией матери
Иконописная мастерская Божией матери
|
|
Образцы икон
|
|
|

Ваш святой покровитель

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки(X, 20)

На Руси со времен принятия Православия детей называли в честь одного из святых, чья память праздновалась на восьмой день после рождения младенца: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек. Позднее от этого обычая стали отходить и называть ребенка в честь святого, которого особо почитали родители, даже если празднование его памяти приходилось на гораздо более отдаленный день чем 8-ой после рождения малыша.
Важно чтобы каждый из нас с детства знал, кто его небесный покровитель, молился и старался подражать ему в духовной жизни. В наше время эта традиция только начинает возрождаться и многие не знают, кого именно следует считать своим святым покровителем.
В таком случае если ваше имя имеется в святках (если за историю Православия был святой с таким именем) можно самим выбрать святого, чье имя вы носите. Для этого нужно выбрать святого, память которого празднуется в ближайший день после вашего дня рождения либо дня крещения. Также можно выбрать святого, которого вы особо почитаете – например не ближайшего к указанным дням святого с именем Николай, а Николая Чудотворца.
Конечно, православный имеет икону своего святого и знает его житие. Жизнь вашего святого покровителя служит примером и вдохновением.
На нашем сайте вы можете определить святого покровителя для наиболее распространенных православных имен, узнать больше об их жизни, иконографии, найти тексты молитв, канонов и акафистов. В скобках около имени в некоторых случаях перечисляются соответствующие ему варианты неканонических форм (если таковые имеются), которые могут быть различны: литературная, просторечная, разговорная. Если неканонический вариант имени начинается с другой буквы алфавита, предусмотрены отсылки (напр. Юлия - см. Иулиания). Включены только полные формы имен, другие, неполные формы (сокращенные, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.д.), не указаны ввиду их необозримого разнообразия. Все даты даны по новому стилю – по которому мы с вами живем. Для вашего удобства святые указаны в порядке следования дней празднования их памяти.

А  Б  В  Г  Д  Е  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ю  Я

А  В  Г  Д  Е  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ю  Я
  
Но случается так, что ваше имя отсутствует в святках. Что тогда делать? Если вы крещены, то найдите свидетельство о Крещении – там указано с каким именем вас крестили. Если свидетельства нет, надо обратиться в храм, где совершали таинство и попросить помочь – во всех церквях фиксируются все совершенные таинства и запись о вашем крещении смогут найти.
Если же вы только собираетесь крестить ребенка, а его имени нет в святках, вы можете выбрать для крещения имя из святок наиболее близкое по звучанию (Агата - Агафья) либо по смыслу - дословному переводу (Руслан - Лев). С некоторыми вариантами замены неправославных имен на имена православные при совершении Таинства Крещения вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Вообще в некоторых православных странах – в Сербии, Греции нет традиции выбора имени по святкам и детей называют любыми именами. Мы лично знакомы с православным греком по имени Наполеон, так его и поминают на службах, хотя святого с таким именем в православных святках, разумеется, нет.

***

День Ангела - день нашего Ангела Хранителя, данного нам при Святом Крещении, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим, называется именинами. Поэтому день Ангела следует праздновать в день крещения, а именины - в день памяти святого небесного покровителя. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения.
В нашу жизнь возвращается чудесный праздник - именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на ... именины испекли мы каравай". Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин".

***

Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, "человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования... всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово".
Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже "реализовалось" в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, "помощника", "молитвенника". С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один "избранный народ".
В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого "подтвержден" написанным именем.
Новомученик о.Павел Флоренский писал о том, что святые люди имели определенный склад личности и "определенную кривую жизненного пути", как носители имен, более того, как "наилучшие их выразители" ("по имени - житие, а не по житию - имя"). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как "эмблему" и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

***

Русский христианский именослов складывался веками.
Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: "прозвищное" имя и два крестильных имени (одно - явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские "прозвищные" имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества".
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания "дехристианизации" именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит - и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись "красные святцы", выдумывались новые, "революционные" имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего "социалистического лагеря") продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: "имена не придумаешь", в том смысле, что они "наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев".
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур - западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но "дехристианизация" и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство "массовых культур" - стремление к усреднению, стандартизации).

***

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды):
пророки - избранники Божии, которым Бог открывал Свою волю (главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель);
апостолы (т. е. посланники, вестники) - первые ученики Иисуса Христа, из которых некоторые принадлежат к числу двенадцати ближайших учеников, другие, из числа семидесяти, не были постоянными свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте были облечены той духовной силою и властью, которой были облечены двенадцать апостолов;
равноапостольные и просветители - святые, приведшие к Христу своею проповедью после времен апостольских целые народы и страны;
святители - отцы, пастыри, учителя Церкви: иерархи, получившие благодать Св. Духа от апостолов с обязанностью блюсти паству Христову, вести христиан в Царство Божие;
мученики, великомученики, страстотерпцы, исповедники - святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие жестокое гонение за христианскую веру. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками];
преподобные - подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага, семейные и общественные отношения во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;
бессеребреники - святые, жертвенно и бескорыстно служившие бедным, страждущим и больным;
юродивые Христа ради (блаженные) - подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения;
праведные - святые, угодившие Богу, но не покидавшие мира;
благоверные - святые правители: цари, князья.
Следует помнить, что святых Божиих - неисчислимые сонмы. Не все люди, совершившие подвиг святости ведомы миру и упомянуты в месяцесловах. С другой стороны, жития некоторых святых не сохранились, известны лишь их имена, сохраняемые в святцах.